\"Росавиа\" никуда не летит

Затея «Ростехнологий» по созданию «Аэрофлоту» конкурента – компании «Росавиа» – фактически провалилась. Госкорпорация осталась без партнера в лице правительства Москвы, обещавшего помочь активами и деньгами. Принадлежащая столичной мэрии авиакомпания «Атлант-Союз», которая должна была стать ядром «Росавиа», подготовила новый пятилетний бизнес-план развития. Вхождения в «Росавиа» этот план не предполагает.

ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

В августе 2008 г., когда «Ростехнологии» и столичные власти только-только объявили о планах потеснить на рынке авиаперевозок «Аэрофлот», все выглядело очень солидно. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и мэр Юрий Лужков то и дело выступали на публике с волнующими рассказами, какой это будет гигант. С парком из 250 самолетов «Росавиа» уже к 2012 г. должна была выйти на уровень перевозок в 20 млн пассажиров в год. «Аэрофлот» вместе со всеми «дочками», для справки, перевозит сейчас около 12 млн пассажиров в год.

И сделать-то нужно было всего ничего: объединить принадлежащие государству авиакомпании со столичным «Атлант-Союзом», выбить из-под «Аэрофлота» и поделить поступающие от зарубежных авиакомпаний «пролетные деньги», и, пожалуйста, – новая лидирующая авиакомпания готова.

По замыслу чиновников, «Росавиа» должна была начать полеты уже в весенне-летний сезон 2009 г. из принадлежащего московской мэрии «Аэропорта Внуково». Эти сроки изначально были, мягко говоря, нереальными. Во-первых, к тому моменту «Ростехнологии» еще не приняли из Росимущества на свой баланс авиакомпании, которые собирались объединять. А во-вторых, часть из этих компаний были ФГУПами, которые прежде надо было акционировать, да еще выделить из их состава аэропорты. Эта процедура по самым скромным подсчетам занимает никак не меньше полутора – двух лет. Впрочем, основная проблема проекта заключалась даже не в этом.

Большинство авиакомпаний, на которые претендовали «Ростехнологии», – это небольшие региональные перевозчики, обслуживающие преимущественно линии Москва – регионы и летние чартерные программы. С такими анонсированного гиганта не создашь. Чего не скажешь про ГТК «Россия», на которую в «Ростехнологиях» тоже положили глаз. «Россия» входит в пятерку ведущих авиакомпаний страны и обладает внушительной маршрутной сетью. Но именно «Россия» стала тем яблоком раздора, из-за которого проект «Росавиа» затрещал по швам. Шутка ли – столкнулись интересы правительства Москвы и администрации Санкт-Петербурга.

ЗАГРУЗКА «ВНУКОВО»Столичное правительство было очень важным для «Ростехнологий» партнером. Оно появилось в проекте «Росавиа» в очень сложный для госкорпорации момент, когда начались проблемы со скандально известным альянсом «ЭйрЮнион», задолжавшим $1 млрд банкам и контрагентам. Правительство Москвы и «Атлант-Союз» взяли на себя часть долгов альянса и помогли развезти застрявших в аэропортах пассажиров «ЭйрЮниона». Именно тогда мэрия предложила включить в состав «Росавиа» принадлежащую ей «Атлант-Союз» и объединять активы госкорпорации уже вокруг нее.

Юрий Лужков ввязался в этот проект по вполне понятным причинам. Долгие годы правительство Москвы вкладывало бюджетные деньги в развитие аэропорта «Внуково». Теперь, когда он обновился, стал просторным и удобным, его нужно заполнять пассажирами. Участие в «Росавиа» казалась отличным шансом заполучить потенциально крупного базового перевозчика, опекаемого таким могущественным покровителем, как «Ростехнологии». Создатели «Росавиа» ударили по рукам, учредили ОАО «Авиакомпания» и наняли в нее гендиректора – заместителя директора аэропорта «Внуково» Виталия Ванцева.



Ванцев – акционер «Внуково», он и сам был заинтересован в том, чтобы обеспечить аэропорту стабильный пассажиропоток. Ну, и концепцию объединения он подготовил соответствующую, предложив вывозить петербургских пассажиров в Москву, а уже оттуда – по всему миру и в другие города России. То есть попросту перенаправить самолеты ГТК «Россия» во «Внуково», лишив тем самым «Пулково» доброй половины собственной маршрутной сети. Надо ли говорить, что владельцу петербургского аэропорта – администрации Санкт-Петербурга – это пришлось не по душе?

ПРОПИСКА В «ПУЛКОВО»

Смольный получил от российского правительства «Пулково» в собственность в 2006 г. и имел на него большие планы. Почти сразу же начались поиски инвестора, который должен был превратить питерский аэропорт в один из крупнейших пересадочных узлов страны. В июне 2009 г. тендер выиграл консорциум, в котором участвуют ВТБ и немецкий оператор Fraport.

Победитель, однако, оказался в сложном положении. Очевидно, что без собственной маршрутной сети вывести «Пулково» на нужный уровень перевозок никак не удастся. Вложив огромные деньги в строительство и обустройство нового терминала, инвестор станет заложником точно такой же ситуации, в какой пребывали правительство Москвы и Ванцев до вхождения в проект «Росавиа», – ему придется где-то искать крупного базового перевозчика.

А раз так, Смольному нужно было во что бы то ни стало отстоять пулковскую прописку «России». В переговоры с «Ростехнологиями» включилась Валентина Матвиенко. В феврале 2009 г. она и Чемезов выпустили совместное заявление, согласно которому у ГТК «Россия» так или иначе должна остаться петербургская регистрация и маршрутная сеть из «Пулково».

Для хозяев «Внуково» это был тревожный звонок. Спустя два месяца Ванцев вышел из проекта. А в июле питерцы окончательно добили москвичей. В ответ на «план Ванцева» питерцы предложили свой проект создания «Росавиа». Согласно ему, перевозчиков нужно объединять вокруг ГТК «Россия», а петербургский аэропорт должен стать главным хабом новой авиакомпании. И – самая обидная шпилька в адрес Лужкова и Чемезова – на реализацию питерского плана требуется всего лишь 5 млрд рублей, а вовсе не 5 млрд долларов, как заявляли москвичи.

ПОЛЕТ БЕЗ «АТЛАНТА»

Ситуация развивалась явно не в пользу Москвы. Чиновники мэрии заговорили о возможном выходе из проекта. Но окончательное решение должен был принять Лужков. На прошлой неделе он предложил «мягкий» вариант: отложить вступление в «Росавиа» до лучших времен. Но эти времена настанут не скоро, если вообще настанут. Как сообщают источники Slon.ru в «Атлант-Союзе», авиакомпания разработала новый пятилетний план развития, в котором нет ни слова про «Росавиа». За пять лет компания правительства Москвы собирается нарастить парк самолетов до 80 единиц, увеличить пассажиропоток до 7 – 8 млн человек в год и достичь оборота в $1 млрд. Если «Атлант-Союзу» и впрямь удастся этот план выполнить, то ему и не нужно будет вступать в «Росавиа».

«Ростехнологии» остались у разбитого корыта. Госкорпорации придется компенсировать «Атлант-Союзу» деньги, которые были потрачены на погашение долгов «ЭйрЮниона», и заняться поиском нового партнера, готового вложиться в проект «Росавиа». Скорее всего, амбициозный план придется отложить в долгий ящик. Тем более что сейчас у главы «Ростехнологий» появилась новая головная боль: по инициативе президента Дмитрия Медведева генпрокуратура скоро начнет проверку деятельности госкорпорации.