Шалва и сухари, или как устроен российский бизнес

Наши фискальные и правоохранительные органы относятся к своим согражданам весьма избирательно. Человека, не заплатившего алименты или транспортный налог за чудо под названием «Ока», они ни за что не выпустят за границу. Для олигарха же, утаившего сотни миллионов рублей, открыты все международные терминалы.

Налоговые инспекции аккуратно, с периодичностью раз в два года, проверяли компании известного предпринимателя Шалвы Чигиринского. И каждый раз выяснялось, что олигарх посредством хитроумных комбинаций снова ушел от уплаты налогов. Но все это странным образом обходилось для Чигиринского без должных юридических последствий. Вплоть до лета нынешнего года, когда налоговики наконец подвигли Главное следственное управление ГУВД Москвы на возбуждение двух уголовных дел - в отношении Московской нефтяной и Московской нефтегазовой компаний, руководителем и акционером которых долгое время был Шалва Чигиринский.

Статья «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации» грозит наказанием до шести лет. И вот когда следственные органы объявили о возможной «посадке», выяснилось, что олигарх давно уже вылетел. Как нетрудно догадаться, в Лондон. Нельзя сказать, чтобы Чигиринский совсем уж скрылся от правосудия. Где-то даже напротив - он вверил свою судьбу правосудию.

В Высоком суде Лондона Шалва Павлович воюет не с московским режимом, а со своими российскими деловыми партнерами, которые, в свою очередь, обвиняют олигарха в нечистоплотных методах ведения бизнеса, мошенничестве и просто в «кидалове». Однако логика событий (в частности, объявленная перспектива «посадки») подсказывает, что очень скоро Чигиринский попытается представить себя жертвой режима. Во всяком случае, он уже попросил политического убежища. В Лондоне, правда, пока не торопятся признать Шалву «узником совести». И это понятно - англичанам прежде надо установить, является ли он носителем совести, в чем сомневаются его деловые партнеры.

Схемы ухода от налогов, практиковавшиеся компаниями Чигиринского, надо сказать, не отличались особой оригинальностью и откровением для налоговиков и следователей не стали. Вот лишь один пример трехлетней давности, обнародованный налоговой инспекцией. У Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), входящего в Московскую нефтегазовую компанию (МНГК), был договор о поставке нефтепродуктов «Мосэнерго». Поставки были прямые - непосредственно с завода в адрес потребителя. Оформлялась же поставка топлива через восемь компаний-посредников, которые тут же ликвидировались.

Делалось это с единственной целью - отчитаться о высоких затратах, снижающих, соответственно, налогооблагаемую базу. В результате эта база за год была уменьшена более чем на 850 миллионов рублей, МНГК отчиталась об убытке в 64 миллиона рублей и не заплатила ни копейки налогов. Проверка же налоговой инспекции показала, что реальная прибыль компании составила почти миллиард рублей, в бюджет, с учетом штрафов и пени, не поступило около 500 миллионов рублей. И это только в одном 2006 году.

Говорят, британский суд отличается особой нетерпимостью к налоговым «уклонистам» и к отмыванию денег. Буквально на днях в лондонских средствах массовой информации появились сообщения о том, что российского олигарха Шалву Чигиринского и известного британского архитектора Нормана Фостера, возможно, обвинят в отмывании денег. Дела Шалвы Павловича в строительном бизнесе шли довольно успешно, до тех, пор, пока он не стал жертвой собственного аппетита. В какой-то момент он набрал десятка полтора крупнейших проектов, которым, как показали дальнейшие события, не суждено было воплотиться в жизнь. Тем не менее автору проектов, своему другу Фостеру Чигиринский гонорары отправлял исправно. По сведениям, имеющимся у британских и российских следственных органов, миллионы долларов перечислялись со счетов кипрской офшорной фирмы ST Towers Чигиринского на счета г-на Фостера, который, в свою очередь, переводил эти деньги в швейцарский Сен-Мориц. Есть подозрение, что Фостер таким образом оказывал за небольшой процент услугу своему другу и партнеру.

Впрочем, эта история пока только набирает обороты, а вот разборки Чигиринского с деловыми партнерами из России - в самом разгаре. Все предприниматели, кто имел несчастье сотрудничать с олигархом, в один голос говорят о его нечистоплотных методах ведения бизнеса. Среди пострадавших оказалась даже глава «Интеко» Елена Батурина, первая российская бизнес-вумен. Шесть лет назад Чигиринский предложил ей стать совладельцем новой компании Rossini, которая должна была заниматься нефтяными проектами. Пообещал внести в компанию все свои акции Sibir, которые предполагалось поделить поровну между партнерами. Было подписано соответствующее соглашение. Лишь спустя несколько лет выяснилось, что Чигиринский и не думал оформлять на «партнера» пакет акций, а продал его на сторону, чтобы решить свои финансовые проблемы.

Одни решил, а другие, видимо, всерьез приобрел. В любом случае из-за этого конфликта мы узнаем много нового о том, как устроен российский бизнес...