ОДКБ: Семь президентов и генерал

На модерации Отложенный

Много лет тому назад к человеку по имени Сапармурат Туркменбаши Великий приехали дорогие гости, чтобы проведать его после сложной операции на сердце и пожелать ему скорейшего выздоровления. Нетрудно догадаться, что это были соседи-президенты из Центральной Азии. Разумеется, между разговорами про болезни – у кого их не бывает – перетирали и всякие другие деликатные вопросы. Никому и в голову не пришло назвать ту встречу центральноазиатским саммитом.

Мероприятие, состоявшееся во второй половине дня 31 июля в резиденции киргизского президента на берегу Иссык-куля, называлось неформальным саммитом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ. На иной взгляд, оно больше напоминало тайную вечерю в сокращенном формате – собрались семь президентов и один генерал. Тайную – потому что без журналистов. Только личные фотографы и телеоператоры. Миру требовались свидетельства встречи, ведь хозяин встречи, киргизский президент, потом скажет, что «обсуждали вопросы безопасности», в том числе «и всего мира». Семь президентов и генерал ходили в две шеренги, все без галстуков, и дружески общались. Президенты – люди известные, самые главные люди в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России, Таджикистане и Узбекистане. Генерал Николай Бордюжа – генсек ОДКБ.

Все они приехали в Киргизию, чтобы сделать приятное ее президенту, Курманбеку Салиевичу Бакиеву. У него 1 августа был юбилей, ему стукнуло 60. И так случайно вышло, что юбилей этот случился аккурат через неделю после президентских выборов в республике, где безоговорочную победу одержал тогда еще 59-летний Бакиев. При этом дата проведения саммита была назначена задолго до выборов, и приглашения гостям, само собой, тоже разосланы были задолго до 23 июля, дня выборов. И никого из них, как вы понимаете, это не смутило. Все были уверены, что выборы в Киргизии, как и во всех остальных государствах ОДКБ (за исключением, пожалуй, Армении) – пустая формальность, и президентом, конечно же, на второй срок останется Бакиев.

Он эти надежды оправдал и встречал коллег триумфатором – с 76-ю процентами голосов. Это позволило Бакиеву вместе с коллегами успешно рассмотреть два главных вопроса объявленной повестки дня саммита. Во-первых, это открытие на Иссык-куле международного молодежного центра, где юное поколение стран-союзников будет воспитываться в духе патриотизма. Эта проблема особенно волновала белорусского батьку Лукашенко, который, взяв с собой малолетнего сына Колю, приехал обозревать окрестности озера заранее. А во-вторых, президенты, по словам Бакиева, «договорились о ведении единой скоординированной информационной политики».

Сие представляется не просто важным, а интригующе интересным. Как будет выглядеть эта координация, станет понятно уже через несколько дней, когда в союзных с Россией государствах будет отмечаться первая годовщина августовской войны на Кавказе. Одним из главных итогов которой стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. И непризнание этой независимости всеми остальными государствами мира, включая страны-члены ОДКБ и исключая Никарагуа.

Кроме этих важных вопросов семь президентов и генерал обсуждали еще «важные вопросы взаимодействия» в ОДКБ (по словам киргизского президента), а также «перспективы дальнейшего развития ситуации» в Организации (по словам российского президента). Все это заняло гораздо больше времени, чем планировалось – 2 часа вместо 45 минут. Спустя пару дней стало понятно, почему так получилось, но об этом чуть позже.

А в тот вечер мероприятие закончилось вполне частным образом, без всяких публичных заявлений и пресс-релизов. Его участники еще немного погуляли и разошлись по своим коттеджам, разбросанным по живописной резиденции. И никто из них в тот день ни единым словом публично не обмолвился о «взаимодействии» или «перспективах» ОДКБ. А уж о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), что было хитом предыдущих, вполне формальных саммитов ОДКБ в Москве, вообще не упоминали. Эту тему как будто корова языком слизнула из повестки дня. Не было известий и о том, что президент Белоруссии Лукашенко подписал соглашение о создании КСОР. То самое, подписание которого 14 июня в Москве на саммите ОДКБ он счел нелегитимным по причине своего отсутствия. Никто не оповестил также и о желании батьки, наконец, взять на себя обязательства по председательству в ОДКБ, освободив от этой нагрузки президента России.

Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев коротко рассказали о состоявшейся неформальной встрече только утром следующего дня, когда начиналось юбилейное торжество. «Ваш день рождения проходит в деловой и товарищеской обстановке на берегу прекрасного озера Иссык-куль, где чудесная атмосфера, воздух, вода, где все поражает великолепием, – сказал российский президент, – безусловно, это знаковое место». Одним словом, «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». А затем президенты уединились для двухсторонних переговоров.

Они закончились не то, чтобы сенсацией, но явно выраженным результатом, который, строго говоря, не имел никакого отношения к саммиту ОДКБ.

Медведев и Бакиев подписали российско-киргизский «Меморандум о намерениях», из которого следует, что до 1 ноября этого года Москва и Бишкек подготовят и подпишут соглашение о статусе и условиях пребывания в Киргизии Объединенной российской военной базы (ОРВЗ). Срок действия соглашения определен в 49 лет с возможностью его автоматического продления на 25-летние периоды.

Помимо уже существующей российской базы в Канте и других военных объектов, в состав ОРВЗ должны будут дополнительно войти батальон российских войск и учебный центр. Место дислокации новых подразделений в меморандуме не указывается. Возможно, это еще остается предметом переговоров, как и другие условия будущего соглашения. Среди них «порядок использования недвижимого и иного имущества на территории Киргизии, условия аренды земельных участков…, обеспечения экологической безопасности, возмещения ущерба, связанного с использованием и функционированием объектов ОРВЗ».

Надо отдать должное киргизскому руководителю, месяцы принципиальной торговли Бишкека с Вашингтоном за новое содержание его старой базы «Манас» в бишкекском аэропорту не прошли даром, о чем говорят вышеуказанные пункты. И российским переговорщикам еще предстоит оценить мастерство своих киргизских коллег, которое будет выражено, возможно, не в одном десятке миллионов долларов для российской казны.

В российско-киргизском меморандуме нет упоминаний не только о КСОР, но и о самой ОДКБ. Означает это одно: переговоры о создании Коллективных сил оперативного реагирования на сегодняшний день можно считать полностью провалившимися. И слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сказанные им вдогонку саммиту о том, что создаваемый учебный центр Москва и Бишкек «готовы сделать частью создаваемых КСОР» и его смогут использовать и другие страны-члены ОДКБ, сути не меняют.

Собственно, и раньше было ясно, что Армении и Белоруссии эти силы не нужны, тем более силы, дислоцированные в Центральной Азии. И ни одного армянина или белоруса не пошлют поддерживать устойчивость тамошних режимов. Секрета из этого ни в Ереване, ни в Минске не делалось. Понятно было и то, что реально в состав КСОР могли войти только подразделения российских и казахстанских вооруженных сил. И вся затея с созданием коллективных сил в ОДКБ представлялась невозможной и в Кремле, вспомним только слова президента Медведева про эти «силы, существующие только на бумаге».

Но стоит вспомнить и другие его слова, сказанные на февральском саммите ОДКБ в Москве, когда было объявлено о необходимости создания КСОР: чтоб было «не хуже, чем в НАТО». Не это ли единственная и главная цель подобной имитации бурной деятельности (сокращенно ИБД) – попытаться в ОДКБ встать на цыпочки, чтобы дотянуться до натовского уровня и претендовать затем на равноправное сотрудничество с Альянсом? Известно ведь сколь упорно, но столь и безуспешно генсек ОДКБ Николай Бордюжа предлагает свою Организацию в партнеры НАТО. А Брюссель с той же завидной постоянностью делает вид, что такой организации нет, предпочитая работать в двухстороннем формате с ее участниками.

Апофеозом всей этой истории с КСОР, закончившейся иссык-кульским фиаско, стало заявление МИДа Узбекистана, появившееся 3 августа, в первый же рабочий день после киргизского саммита. Ташкент счел «нецелесообразным реализацию планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил». Заявление это звучит несколько угрожающе: размещение дополнительного контингента российских Вооруженных сил «может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний, а также выступлений радикальных экстремистских сил, могущих привести к серьезной дестабилизации обстановки в обширном регионе». Авторы заявления имеют в виду Ферганскую долину, где сходятся границы Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, называя ее в документе «труднопредсказуемой территорией».

Можно не сомневаться, что именно такие аргументы, с присущим ему темпераментом и характерной обстоятельностью (видимо, именно поэтому саммит продолжался почти в три раза дольше ожидаемого), излагал коллегам вечером 31 июля президент Узбекистана Ислам Каримов. Кто знает, не эти ли прогнозы имел в виду Дмитрий Медведев, когда рассказывал об обсуждавшихся «перспективах развития ситуации»…

Надо при этом заметить, что подобные прогнозы имеют обыкновения сбываться. Особенно, если их делает человек ответственный. Во всяком случае, вслед за этим заявлением «Узбекистан может перейти к конкретным действиям, осложняющим взаимоотношения с Российской Федерацией, вплоть до одностороннего приостановления ряда межгосударственных соглашений или членства в интеграционных структурах политического, экономического и военно-технического характера». Это цитата из сообщения, появившегося 4 августа на интернет-сайте uzmetronom.com, который обычно хорошо информирован о настроениях в узбекском руководстве. Повторным выходом из ОДКБ, конечно, Ташкент никого не напугает, но и авторитета этот поступок ему не прибавит.