Похоже, что \"Ростехнологии\" не справились с АвтоВАЗом
На модерации
Отложенный
Пока российские новостные ленты полнятся минорными новостями с АвтоВАЗа, в самом Тольятти всё спокойно. По улицам мерно гуляют, улыбаясь солнцу, беременные женщины, «Жигулёвское» пиво продаётся в промышленных объёмах, а в дачных направлениях выстраиваются гигантские пробки из горожан, в первую очередь озабоченных урожаем. Про кризис на заводе, конечно, говорят все, и даже немного боятся. И даже вроде бы кто-то собирается пойти на митинг 6 августа, который устраивает независимый ВАЗовский профсоюз. Но в целом пока всё спокойно. Эксперты считают, что это ненадолго.
«Когда мы туда пришли...»
Под контроль «Ростехнологий» Волжский автозавод перешёл в 2005 году. И чтобы там ни говорил в недавнем интервью гендиректор госкорпорации господин Чемезов («когда мы туда пришли, то предприятие практически дышало на ладан»), АвтоВАЗ в то время был в полном порядке. В отличие от сегодняшнего дня. Тогда, при команде гендиректора Каданникова, завод стабильно выпускал 660 тыс. машин в год, зарабатывал миллиардную прибыль и развивался, выпуская новые модели. И, собственно, сам город Тольятти считался и являлся по уровню жизни хорошей альтернативой любым другим развитым российским регионам.
Но у «Ростехнологий» было другое мнение, и компания проявила милосердие. «Да жалко было завод. Хороший завод. Всё-таки это наша гордость. Автопром. Если б мы не пришли туда, то сегодня АвтоВАЗа уже точно не было бы», - вспоминал Сергей Чемезов в мае 2009 года. Между тем, сразу после объявления о новых собственниках предприятия независимые столичные эксперты, знакомые с ситуацией, сокрушённо закачали головами на манер профессора Преображенского: «Эх, пропал город... Лучше бы Дерипаске отдали».
Московская команда быстро удивила город. Новый президент завода Игорь Есиповский начал с того, что купил для своей дирекции дюжину автомобилей Toyota Land Cruiser и занялся обустройством пригородной ВАЗовской турбазы в соответствии с современными требованиями. «Ещё он охотиться любил», - так вспоминают об Есиповском его бывшие подчиненные на заводе. Через год у АвтоВАЗа появился новый президент - Владимир Артяков. В итоге за 2006 год, согласно данным ЦИК, Артяков официально заработал на заводе 1,4 млрд рублей. Впрочем, и он долго не задержался на предприятии, уступив место Борису Алёшину, а сам отправился на губернаторство в Самару. Тогда же председатель комиссии Государственной думы по противодействию коррупции Михаил Гришанков сообщил, что назначение Владимира Артякова - сильный кадровый ход президента Путина. «Владимир Артяков хорошо проявил себя на АвтоВАЗе», - заявил парламентарий.
За этими кадровыми изменениями тольяттинцы как-то не заметили, что в городе стало заметно меньше денег. Подконтрольная «Ростехнологиям» и управляющая заводом ООО «Группа АвтоВАЗ» вывела ВАЗовские счета из тольяттинских банков в московские и питерские кредитные организации. При этом в обратном направлении из столицы были выписаны лучшие люди, чтобы помочь предприятию бороться с экспансией зарубежных автопроизводителей и, конечно же, улучшить ставшее притчей во языцах качество автомобилей Lada. Таким образом, с 2005 года по 2008 год количество вице-президентов на заводе увеличилось в разы - с 3 до 27. Один из этих постов заняла и всемирно известная Екатерина Лычева - легенда 80-х годов прошлого века, «посол доброй воли» СССР в США. Официальная зарплата вице-президентов составляла от 1 млн рублей в месяц.
Откат - дело житейское
Между тем, управленцы «Ростехнологий» все последние четыре года работали преимущественно на том интеллектуальном капитале, который им оставила команда Каданникова.
Автомобили «Калина» и Priora во всех своих модификациях были спроектированы еще до 2005 года. Много раз анонсированный и преподнесённый как большое достижение проект «C» появился на свет в ВАЗовском научно-техническом центре ещё в начале «нулевых». Качество машин тоже, скажем прямо, не изменилось.
При этом система продаж Lada в автосалонах вазовских дилеров сильно усложнилась. Сегодня потенциальный покупатель не может зайти в салон пешком, а уехать оттуда на новой машине, так как ни у одного авто нет в наличии паспорта транспортного средства. Людям предлагают оплатить деньги, а за автомобилем зайти завтра или «лучше послезавтра, чтобы наверняка». В итоге в Тольятти практически перестали ездить перегонщики машин, так как теперь с обязательной гостиницей и прочими накладными расходами это малорентабельно. Одновременно сбоит новая система распределения автомобилей по регионам. Например, в Липецкой области клиент не может, даже если очень, хочет купить «Калину» в кузове «универсал», потому что туда они не были предусмотрены квотами. В то время как в Челябинской области такими авто забита вся дилерская площадка, а отсутствует уже Priora в кузове «хэтчбек».
По словам вазовских поставщиков, не сильно изменилась со старых времен и система заключения договоров на поставки. «Ну а куда тут без откатов? Понятно, дело житейское. Как платили раньше, так и сегодня платим. Только дороже стало, и процедура согласования усложнилась», - анонимно говорит директор одного из предприятий. По его словам, сумма отката составляет минимум 10% от объёма заказа. Другой же крупный поставщик с обидой недоумевает: «Вот Алёшин весной сказал, что за 2008 год мы все подняли цены на 20-30%, поэтому завод показал убытки. Так ведь это же неправда! За 2008 год нас всех напротив под угрозами разрыва контрактов вынудили опустить цены на 10-15%».
Когда нет денег
Остановка конвейера, резкое сокращение зарплат, неизбежность увольнений десятков тысяч человек, вероятность банкротства АвтоВАЗа - пока эти темы больше беспокоят жителей остальной России, чем самих тольяттинцев. «Но это только пока», - хором предупреждают абсолютно все эксперты.
Когда в сентябре-октябре горожане вернутся с дач в свои квартиры и подсчитают наличность, то их благодушие быстро перерастёт в раздражение, а потом и злость. Средняя зарплата на АвтоВАЗе может составить семь тысяч рублей, половину из которых придется отдать за коммунальные услуги. Резко уменьшившееся количество денег в городе вызовет банкротство массы других предприятий. Соответственно, на баррикады плечом к плечу могут встать и сварщик ВАЗа, и менеджер среднего звена. И тут никакие сеансы психотерапии от заезжего Путина не помогут. Именно тогда, а не сейчас властям потребуются услуги войск ОМОН.
Некоторые эксперты и вовсе уверены в особой исторической роли Тольятти. Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что протестные выступления на АвтоВАЗе станут одними из первых в большой цепи уличных акций по всей России. «Катастрофическое экономическое положение предприятий в разных регионах страны и, в первую очередь, в моногородах, которых в России более 400, станет основным мотивом выступлений на серии митингов и забастовок, которые состоятся уже этой осенью», - заявил господин Белковский.
Комментарии