Путин спасает Байкал или байкальчан?

На модерации Отложенный

Сегодня премьер-министр Владимир Путин в Иркутской области. Его главная задача - решить проблемы города Байкальска, целиком зависящего от одного предприятия. Загрязняющий Байкал целлюлозно-бумажный комбинат может быть вновь запущен, что вызвало опасение экологов.

Производство на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК) неоднократно признавалось вредным для окружающей среды и было остановлено в ноябре прошлого года.

Но, так как предприятие градообразующее, большая часть горожан осталась без работы. Часть долгов по зарплате рабочим были выплачены только в начале июня - после того, как работники БЦБК предприняли голодовку. Окончательно долги погасили только накануне визита премьера. Сегодня работники Целлюлозно-бумажного комбината надеются, что с помощью премьер-министра удастся возобновить работу предприятия. Эту идею уже поддержал новый губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. \"БЦБК должен быть запущен на замкнутом цикле водооборота\", - сказал Мезенцев, которого 20 июля цитирует официальный сайт Байкальска.

Новость настороженно восприняли экологи - вдруг решат возобновить вреднейшее для чистой байкальской воды производство целлюлозы? Экологи отмечают, что переход на замкнутый цикл водооборота сделал бы БЦБК нерентабельным производством.

Преступлением против окружающей среды назвал возможный запуск БЦБК специалист российского отделения экологической организации \"Гринпис\" Роман Важенков:

- Сибирское отделение РАН произвело расчет возможных перспектив развития Байкальска и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В соответствии с этими расчетами ни при каком варианте БЦБК не сможет стать эффективным производством, способным самостоятельно поддерживать себя на плаву. В любом случае, он либо будет терпеть убытки, либо эти убытки будет терпеть государство, которое будет каким-то образом убытки предприятию компенсировать.

Таким образом, заявления о временном запуске можно назвать даже преступлением не только против окружающей среды, но и против самих жителей Байкальска. Сейчас, когда остановлен комбинат, все силы были брошены на то, чтобы найти какие-то возможные альтернативы городу Байкальску, которые могли бы заменить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Сейчас, по сути дела, на всех этих усилиях ставится крест. Временный запуск БЦКБ - это лишь откладывание решение проблемы на какое-то неопределенное будущее, - сказал Роман Важенков в эфире Радио Свобода..

Как можно выйти из кризиса и дать рабочие места жителям Байкальска, не загрязняя окружающую среду? На этот вопрос ответил эколог Алексей Яблоков:

- Много лет подряд говорили - давайте потратим те деньги, которые получает ЦБК, на создание новых рабочих мест. Давайте создадим свою силиконовую долину и т.п. Около Байкала надо делать какое-то малоотходное производство, отходы которого можно было бы вывезти на грузовике и не трогать Байкал. Это можно сделать. Для этого нужна политическая воля. Этой политической воли не было у руководства ни ЦБК, ни у руководства Иркутской области, - сказал Алексей Яблоков в эфире РС.



17-тысячный Байкальск сравнивают с 22-тысячным Пикалево Ленобласти. В Пикалево из-за остановки трех градообразующих предприятий жители города остались без работы и средств к существованию, после неоднократный акций протеста в начале июня перекрыли федеральную трассу, требуя возобновить работу закрывшегося предприятия и выплатить долги по зарплате. Тогда премьер публично раскритиковал Олега Дерипаску, владельца предприятия. В итоге людям зарплату выплатили, а \"БазэлЦемент\" возобновил работу.

Экономист и член президентского совета по гражданскому обществу и правам человека Ирина Ясина в эфире РС назвала визит премьера не самым лучшим способом решения проблем градообразующих предприятий:


- Приезд премьер-министра не просто излишен, он вреден. Потому что если предприятие неэффективно, то его надо реструктуризировать, санировать, передавать другим собственникам. Может быть, увольнять всех, может быть, частично. Но нужно точно переучивать, перепрофилировать персонал. Нужно проводить достаточно сложные, но перспективные социальные программы. Все это менее легко сделать, чем просто приехать, тыкнуть носом, как котенка, очередного Дерипаску в то, что сделал: \"ну-ка давай, быстро исправляй\". Это большой популизм, не требующий труда.

- Можно ли сказать, что у Владимира Путина выработался свой особый стиль управления и решение проблем?

- Все 10 лет, которые он находится у власти, не было экономического кризиса. Ему фартило, как мало кому в этой жизни. На него сыпался золотой дождь, росли резервы. Темпы роста были приличными, хотя могли быть и больше, если бы происходили дальнейшие реформы. А сейчас золотой дождь кончился. Нужно что-то предпринимать, нужно иногда сказать - ребята, ваш завод не нужен, давайте переезжать, давайте переучиваться, давайте делать что-то другое.

Понятно, что все хотят сидеть на одном месте, или как жители Пикалево ходить на работу пешком, а не ехать в Тихое 40 минут на автобусе, чтобы работать на вагоностроительном заводе. Меняться нужно самим. Иначе не будет того положительного, что может принести кризис - остановить неэффективный путь развития экономики.

- Как вы думаете, хватит ли премьер-министра на все градообразующие предприятия, работники которых сейчас остались без средств к существованию?

- Нет. Будут выбраны совсем больные точки, куда он слетает, сделает вид, что он там все наладил. Вспомним, что произошло на Алтае на предприятии в Рубцовске. Но в любом случае ни то, это не принесет ничего положительного для будущего.

Рабочие БЦБК смотрят на перспективы работы в другом месте менее оптимистично:

- Какая у нас работа? У нас один завод в городе. До Иркутска (ближайший к Байкальску крупный город - РС) - 157-160 км. Да, пустили электричку, чтобы ездить на работу. Но если на ней ездить, то получается, что спать человеку приходится всего лишь 4-5 часов! Сколько такое можно выдержать? Можно недели две отработать, а потом упадешь, - сказал в интервью корреспонденту РС председатель профкома БЦБК Александр Шендрик.