Как государство относится к нам - Евсюков отдыхает

На модерации Отложенный

Самое поразительное, что прозвучало в этом суде, – угрозы в адрес пострадавших. Имею в виду районный Нагатинский суд г. Москвы, где знаменитый майор Евсюков предстал в качестве ответчика по гражданскому иску. Точнее, майор, проходивший психиатрическую экспертизу, отсутствовал, но страхов хватало и без него. В частности, жертвам расправы в супермаркете \"Остров\" была адресована бумага из СКП с уведомлением о том, что за разглашение тайны следствия им грозит уголовная ответственность.

Постичь это невозможно.

Расстрел мирных граждан, учиненный вспыльчивым майором, крутили по всем нашим телеканалам. Преступление, совершенное Евсюковым, не имеет ни малейшего отношения к безопасности государства. Следствие по его делу никак не затрагивает права несовершеннолетних. Кроме того, задолго до суда майор официально объявлен виновным, да и сам не отрицает своей вины. Спрашивается, какие тайны мог разгласить в гражданском суде Илья Герасименко, который по состоянию здоровья, кстати, тоже не участвовал в слушаниях, или Луиза Салихова? А вот их гражданские права и права адвокатов этим запретом были нарушены весьма существенно.

Все прочее удивляет гораздо меньше. В частности, вердикт, вынесенный судьей Халдеевым, который отказал Герасименко в получении денег от государства. Дескать, шеф столичного ОВД, убивший двух человек и ранивший семерых, занимался этим делом в нерабочее время, а потому являлся обычным гражданином, за которого государство ответственности не несет. Пусть сам и расплачивается с истцами.

Первое решение по такому делу обычно становится прецедентным, а это значит, что жертвы бойни в супермаркете денег от России вряд ли дождутся. В обозримые сроки до кассации в Мосгорсуде – точно не получат, хотя Илье помощь нужна срочно: для операции по извлечению второй пули. От Евсюкова? Приговоренный майор не станет торопиться с выплатами, даже проиграв в гражданском суде. А если Евсюкова объявят душевнобольным, то никаких денег от него пострадавшие не увидят никогда.

Все это не удивительно, но странно. Стрелять в людей Евсюкова учили в милиции.

\"Левый\" ствол он раздобыл на службе. Пулями разжился у себя в ОВД. Мундир, отправляясь на стрельбище по живым мишеням, не снял. А главное, именно государство со всеми своими медкомиссиями и психологическими тестами, прохлопало своего майора. Не говоря уж о том, что это государство несет полную ответственность за общее ужасающее состояние дел в МВД, о чем у нас известно каждому ребенку.

Впрочем, разгадка этой странности как раз не составляет особого труда. \"Новая газета\" еще неделю назад сообщала о некоем семинаре, прошедшем в правовом департаменте МВД, где господа милиционеры единогласно сошлись во мнении, что \"только взаимодействие между министерством, судами и органами прокуратуры позволит... обеспечить достойную защиту интересов МВД России в судебных инстанциях\".

Вот они и обеспечивают. В Казани наблюдаем мощный наезд силовиков на правозащитную ассоциацию АГОРА и Правозащитный центр, занимающиеся как раз успешной обороной граждан от ментовского беспредела. В Татарстане власти, особо не мудрствуя, вспомнили про ЮКОС и занялись налоговыми декларациями непрошенных адвокатов. А в Нагатинском суде это \"взаимодействие\", значит, выглядит по-другому: майор Евсюков объявляется простым таким гражданином, вроде нас с вами, который сперва поработал, а потом и отдохнул. И за то, что он натворил на отдыхе, Россия в лице своих финансовых учреждений отвечать не желает.

Зря, по-моему. Истерика, случившаяся с майором в московском супермаркете, стала событием знаковым. Знаком беды в отношениях между милицией и гражданами, которые людей в форме давно уже боятся не меньше, чем бандитов в темном переулке. Инцидент в \"Острове\" вызвал такую бурю в полусонном нашем социуме, что стоило бы удовлетворить все просьбы пострадавших. Это было бы не только гуманным, но и мудрым государственным решением, если уж так вышло, что суды у нас действуют в соответствии с чиновничьими вердиктами. К сожалению, вышло наоборот. Государство оставило своих граждан наедине с пьяным убийцей. Лицом к лицу. Пригрозив напоследок, что покарает их, если будут много болтать.