Треть компаний РФ планируют сокращать осенью персонал

На модерации Отложенный

Кризис в России идёт уже 10-й месяц, многим хотелось бы верить, что его пик уже пройден. Оптимизма вроде бы добавляют и некоторые официальные данные: скажем, за две июльские недели, например, число зарегистрированных безработных в стране уменьшилось на 46 тыс. человек. Зампред правительства Александр Жуков выразил надежду, что их общее количество к концу года снизится с нынешних 2,2 до 2 млн. человек. Однако руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герцкий оптимизма не разделяет и предрекает, что осенью в России грядёт новый всплеск безработицы. Насколько обоснованны эти прогнозы и чего ждать работающим россиянам в ближайшие месяцы, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

По словам председателя правительства Владимира Путина, «наша задача - добиться, чтобы осенью не произошёл новый всплеск безработицы». Однако добиться этого будет крайне сложно. Минздравсоцразвития называет страшные цифры, на которые пока никто почему-то внимания не обращает. Так, согласно прогнозам министерства, количество только зарегистрированных безработных к осени составит 2,8 млн. человек, а общий уровень безработицы достигнет 7,8 млн., то есть более 10% трудоспособного населения страны! Международная организация труда (МОТ) прогнозирует ещё более высокий уровень безработицы в России - 12%.

В пользу «второй волны» кризиса объединяются сразу несколько факторов. Во-первых, по словам начальника управления НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития Михаила Крощенко, ряды безработных вполне могут пополнить 1,7 млн. работников, находящихся сейчас в простое или в отпусках без сохранения заработной платы, либо работающих неполное рабочее время. Тяжёлое финансовое положение большого количества предприятий оставляет мало надежд на то, что будут появляться новые рабочие места.

Во-вторых, состояние нашей казны зависит от мировых цен на нефть. Сейчас они внушают оптимизм: с начала года её стоимость выросла с 29 до 65 долларов за баррель. Однако ряд экспертов считают такое положение вещей временным. Председатель научно-экспертного совета Всероссийского фонда «Национальные перспективы» Алексей Кузьмин считает, что уже в сентябре-октябре этот новый спекулятивный пузырь начнёт лопаться. Уменьшение доходов федерального бюджета приведёт к снижению возможности государства по кредитованию «всех и вся», чем запомнилась аналитикам первая фаза кризиса.

Ведь резервы России тоже постепенно истощаются.

В-третьих, по словам президента Международного клуба директоров академика РАН Абела Аганбегяна, в ближайшие полгода Россию ждёт так называемый долговой кризис, связанный и с выплатами внешнего долга, и с возвратом тех денег, которые предприятия брали взаймы у банков. Это приведёт опять-таки к общему снижению объёмов производства, и как следствие к росту безработицы и снижению заработной платы. Ситуацию усугубляет тот факт, что население уже не сможет в той мере, как прежде, адаптироваться к очередному удару кризиса за счёт сбережений - их уже смыла предыдущая волна.

По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, осенью, когда отпуска закончатся, мы увидим банальный переток скрытой безработицы в открытую. По данным известного портала трудовой занятости hh.ru, в сентябре-октябре сокращения планируются в трети российских компаний. Особенно эта опасность угрожает сотрудникам крупных предприятий с численностью более 1 тыс. человек. 59% этих компаний планируют увольнения, а 55% намерены уменьшить зарплаты своим сотрудникам. Утешить в этой ситуации их может разве что только то, что такая же беда ожидает и многих зарубежных коллег. Согласно прогнозу МОТ, в странах СНГ и Юго-Восточной Европы уровень безработицы к концу года вырастет по сравнению с прошлым годом со 190 до 210-240 млн. человек, а уровень безработицы среди молодёжи может достигнуть 14-15%.

Академик Аганбегян считает, что нынешний мировой экономический кризис по масштабам можно поставить на второе место после Великой депрессии 1929-1933 годов и назвать его по аналогии Великой рецессией. По мнению академика, выход из кризиса будет затяжным, поскольку он плавно перейдёт в состояние депрессии и стагнации. По подсчётам экспертов МОТ, восстановление рынка труда в среднем занимает четыре-пять лет после начала экономического подъёма. Руководитель центра уровня и качества жизни Института социальной политики Академии труда и социальных отношений Сергей Уланов выразился по этому поводу весьма метко: «Вторая волна безработицы обязательно будет. Точнее, будет первая, так как по-настоящему мы не ощутили ещё на себе всей силы кризиса».