Газа, хлеба и зрелищ!
На модерации
Отложенный
Не случайно среди главных действующих лиц и исполнителей со стороны России так заметны председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер с его газовым вентилем и главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко с таким же вентилем на потоке импортных продуктов. Так же не случайно Европа пытается разыграть против России именно белорусскую карту, на которой проявились обе масти - и газового экспорта, и продуктового импорта. Все полюса глобального многогранника пытаются сосредоточить в своих руках свои «вентили» от каждой из трёх составляющих стабильности, и не дать другим получить в руки козыри против себя.
И если с первыми двумя «вентилями» все более или менее понятно, то со зрелищами для народа не так все очевидно. Понятно, что Америка хотела бы удержать этот вентиль в своих неслабеющих руках, но именно поэтому все остальные глобальные игроки будут искать способы для самообеспечения. Внимательные зрители нашего политического театра могли бы уже заметить некоторое шуршание кулис и короткие перебежки актеров, претендующих на роль Миллера или Онищенко в сфере зрелищ.
В публичном пространстве из них засветился только Никита Михалков, пытающийся сохранить ведущую роль кинематографической отрасли в сфере зрелищ. Но в том-то и дело, что горячие обсуждения проблем нашего кино - и на съезде творческого союза (дубль первый, дубль второй), и на парламентских слушаниях - подводят к одному и тому же выводу: В стране нет работающей системы проката и возврата средств, вложенных в кино, и воссоздать её в короткие сроки практически нереально. Отсюда все эти не слишком адекватные предложения субсидировать фильмы пропорционально их популярности, фактически доплачивать за каждого зрителя за счет средств всех налогоплательщиков.
Поэтому не случайно Никита Сергеевич выступил с инициативой прицепить бывший локомотив зрелищных искусств к поезду шоу-бизнеса - финансировать кино из компенсационных средств, подлежащих сбору распределению согласно статье 1245 части четвертой Гражданского кодекса. Определенная логика здесь есть: кинопродюсеры так же страдают от пиратских копий и файлообменных сетей, как и продюсеры музыкальной индустрии. Поэтому речь может идти фактически о взимании денег за будущие зрелища не на входе в кинотеатры, а на кассе магазинов по продаже видеотехники или компьютеров, а точнее даже - на входе в страну при растаможивании всей этой техники, комплектующих и носителей.
Какие-то средства для кинопроизводства через такой механизм вполне можно изыскать. Отличие от схемы субсидирования из бюджета лишь в том, что средства достанутся не всем или лучшим, а особо приближенным к управлению «вентилем». И вот тут-то мы обнаруживаем самое интересное, что поезд, на который все еще мечтает попасть Михалков с коллегами, уже практически ушел. Более приспособленные к новым временам акулы шоу-бизнеса и любимцы публики начали бронировать места возле «вентиля» намного раньше, когда только вступил в силу новый Гражданский кодекс. Мы можем даже назвать техническую модель этого зрелищно-финансового «вентиля» - аккредитованные организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, сокращенно - ОКУП.
Один из таких ОКУПов - Российское авторское общество (РАО) уже получило аккредитацию в августе прошлого года. Почти ровно через год дошло дело и до двух других самых больших кусков пирога - системы сбора и выплаты вознаграждений для исполнителей и фонографистов.
Уже сейчас можно почти стопроцентно назвать имя будущего «вентиля» в сфере смежных прав - это Всероссийское общество интеллектуальной собственности (ВОИС).
Уверенность эта основана на следующих соображениях. Во-первых, в условиях глобального кризиса и растущего давления на держателей «вентилей» в сферах газа и хлеба, государству крайне невыгодно распылять силы на третьем направлении. Лучше иметь один хорошо управляемый «вентиль», чем два ослабленных взаимной конкуренцией. При выборе ВОИС, созданного при участии РАО, система сбора будет единой, хотя и двуглавой при распределении средств. То есть, как минимум, экономическая эффективность диктует именно такой выбор столь необходимого «вентиля».
Есть и другой, не менее серьезный резон отказать в аккредитации двум другим претендентам - некоммерческим партнерствам РФА и РОУПИ. Первое из них - РФА является по сути дочерней организацией крупнейших западных фонографических корпораций. Для российского правительства аккредитовать РФА - все равно, что без боя сдать все позиции по одной из трёх главных составляющих стабильной системы в период мирового кризиса. То есть самим отдать «вентиль» в руки геополитических конкурентов.
Третий претендент - НП РОУПИ вроде бы подконтрольно российскому, точнее - дагестанскому бизнесу. Но это лишь на первый взгляд. В специальном докладе международной организации International Intellectual Property Alliance (IIPA) НП РОУПИ числится в числе четырех организаций, деятельность которых прямо названа криминальной. Разумеется, это по англо-саксонским правовым стандартам. А ещё по этим стандартам уголовному преследованию подлежит юридическое лицо, поэтому смена физических лиц в руководстве РОУПИ ничего не меняет в политико-правовой диспозиции. Если российское государство вдруг аккредитовало бы РОУПИ, то этот «вентиль» оказался бы на юридическом крючке у западных контрагентов. В любой момент средства, собранные для российских исполнителей за рубежом, могут быть конфискованы по иску западных компаний в британский или американский суд.
Так что реальной альтернативы ВОИС и РАО в качестве двухголового «вентиля» на стратегическом зрелищном направлении не просматривается. И вот тут мы можем обсудить самое интересное. Несмотря на всю активность кинематографистов и лично Н. С.Михалкова, никого из них нет в списках руководящего состава ВОИС или РАО. Зато там числятся любимый певец премьер-министра РФ Владимира Путина Николай Расторгуев (группа «Любэ») и другой путинский протеже - бывший министр культуры, а ныне ректор Московской консерватории А. С. Соколов. Как минимум, три члена Совета ВОИС представляют правообладателей, так или иначе связанных с «Первым каналом». Но наибольшим сюрпризом является участие в управлении зрелищным «вентилем» представителя РПЦ, настоятеля Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова).
Таким образом, из отдельных кусочков складывается картина, в которой стратегическую сферу зрелищ для народа будут контролировать политики путинского призыва вместе с телевизионными деятелями и православными иерархами. Для полного комплекта не хватает известных спортсменов, но они, видимо, как и кинематографисты будут прицеплены к составу чуть позже.
Комментарии