\"Штабная\" экономика России

На модерации Отложенный

В России укоренилась странная, я бы сказал, полувоенная традиция: если в каком-то регионе случилось ЧП (наводнение, теракт, крупный пожар, массовое бузотерство населения, и т.п.), то моментально создают многочисленный штаб по преодолению последствий такого бедствия. Штаб, как правило, возглавляет высокого ранга чиновник, вся работа которого сводится к выполнению функций надсмотрщика над теми, кто и без административного кнута обязан отрабатывать свою зарплату.

Согласитесь, что рядовой пожарный, сотрудник милиции или, к примеру, врач скорой медицинской помощи и без указующего перста самоуверенного начальника штаба знают, чем им следует заниматься в возникшей экстремальной ситуации. Но «жрецы» штабной деятельности, видимо, полагают, что все нити эффективного спасения находятся только в их руках, а все остальное - лишь соблазн исполнителей присвоить себе успех спасательной акции. И обычно, если акция провалилась, то виноватыми оказывались исполнители, а если все прошло о, кей, то «штабисты» начинали активно дырявить свои кители, пиджаки для прикрепления металлических символов проявленной государственной доблести.

Правда, в нашей стране от результата таких акций мало что зависит; например, спасли заложников, или нечаянно усыпили их навечно вместе с террористами - не предмет для сановных раздумий о награждении «спасателей». Не потому ли по коридорам российской власти бродят «тайные» Герои РФ, чья отважная штабная работа привела одновременно и к сотням человеческих жертв, и к увеличению нагрузки на работников наградного отдела администрации президента?

Понятно, что свирепствующий в мире и стране экономический кризис тоже является ЧП. Да еще каким! Тут, ясное дело, без штаба не обойтись. Потому 7 месяцев назад премьер-министр Владимир Путин объявил состав антикризисной комиссии правительства, назначив ее председателем первого вице-премьера Игоря Шувалова. Официально этот чиновничий штаб называется «Комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики», и занимается это важное подразделение координацией всех антикризисных мер, предпринимаемых нашими Белым домом и Центробанком.

К чему привела эта координация, за время которой в России появилось, предполагаю, немало семимесячных детишек, точно, наверное, никто не скажет. Иногда, правда, из регионов раздаются стоны и крики, абсолютно не связанные с деятельностью роддомов; это руководители нескольких сотен системообразующих предприятий РФ, которым перед Новым, 2009 годом, правительством была гарантирована весомая материальная помощь, подают в центр разные громкие и не очень возгласы. Причем, совсем не похожие на благодарственные.

Так, например, есть в Удмуртии Воткинский машиностроительный завод, который, как и ряд других предприятий республики, должен был быть материально поддержан правительством РФ - через головные корпорации федерального уровня.

А теперь полистаем одну из республиканских газет: «Прошло полгода... Где же деньги? Этот вопрос наш корреспондент задал председателю Комитета по промышленности Госдумы Михаилу Питкевичу. - ...Не одна Удмуртия оказалась в таком положении. Чиновники запутались между собой. Чтобы получить деньги, каждому предприятию надо пройти три круга: допустим, Воткинский завод вначале отрабатывает проект в Минобороны, потом - в Минэкономики, затем - в Антикризисной комиссии правительства. На каждый этап уходит по 2-3 месяца».

Такая вот борьба с кризисом - многоступенчатая. А ведь у главного борца - Игоря Шувалова - еще столько забот! Кроме антикризисной комиссии он руководит еще десятью правительственными новообразованиями; здесь и комиссия по техническому регулированию, и госкомиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, и другие.

Не может обойтись без указаний И. Шувалова и комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Словом, дел невпроворот, и все они требуют государственного решения, и, прежде всего, четкого исполнения плана антикризисных мер, принятого в конце прошлого года нашим правительством. Если верить официальным СМИ, то этот план, состоящий из пяти десятков важных мероприятий, уже выполнен.

Но кризис почему-то не спешит покидать просторы России, в связи с чем появился некий обновленный план, а в госбюджет внесены поправки. В новой программе зафиксировано, что наш Кабмин в своей борьбе с кризисными явлениями теперь будет исходить из конкретных приоритетов, главный из которых - выполнить полностью все социальные обязательства руководства России перед гражданами.



Странно, вообще-то, за реализацию этих обязательств белодомовцы получают зарплату, и, по слухам, очень приличную по размерам. Еще продекларированы такие антикризисные задачи, как сохранение и рост промышленно-технологических мощностей, активизация внутреннего спроса на товары российского производства, стимулирование инноваций, структурная перестройка экономики, создание эффективной финансовой системы, и многое другое, чем государство должно заниматься постоянно, а не только в кризисный период. Может поэтому более половины жителей России, по сведениям, собранным ВЦИОМ, так и не поняли суть глобальных задумок нашего правительства по борьбе с проклятым кризисом? Ну, если помните, как это было с «планом Путина» - все единороссы поняли, а остальные граждане РФ до сих пор гадают, в чем же состоял тот судьбоносный план.

Одним словом, И. Шувалову не позавидуешь; при колоссальной служебной нагрузке он взвалил на свои плечи и координацию антикризисных действий. Будет ли толк? Ведь это все равно что мне, обозревателю газеты, поручить вести на ее страницах все рубрики - от научной до милицейской. Нет, я, конечно, их буду вести, но на читателях подобный ералаш скажется весьма отрицательно. Почему бы координацию борьбы с кризисом не доверить опытным депутатам, ну, чтоб правительство разгрузить? Например, искреннему политику, энергичной Алине Кабаевой. Что за улыбки, граждане читатели?!

Может тогда бы российское правительство более эффективно управляло хозяйством страны в целом, а широко известный в мире экономист Евгений Гонтмахер не утверждал бы, что «Мы имеем проблему кризиса правящей элиты. Она, мало того, что коррумпирована, она не способна управлять страной в кризисной ситуации. Колоссальные деньги, выделенные на спасение экономики, тратятся неэффективно...».

Думаю, можно спокойно дополнить этого ученого человека предположением о том, что российская элита не способна управлять государством не только в кризис, но и в обычные времена, ибо допустила огромный внешний корпоративный долг РФ в полтриллиона долларов США.

Свои невеселые рассуждения Е. Гонтмахер завершает уверенностью в том, что «займы на погашение корпоративных долгов ГАЗПРОМА, РОСНЕФТИ и других компаний с государственным участием, будут в итоге списаны. Это будет означать, что долги корпораций, по сути, будут погашать простые налогоплательщики...». Даже верный путинец, глава Совета Федерации Сергей Миронов резко раскритиковал антикризисные меры правительства: «Мы предупреждали, что банки и компании, предвидя возможность второй волны кризиса, будут пытаться выводить свои активы за рубеж. Так и получилось».

Команда нашего правительственного корабля после вхождения России в кризис четко исполнила приказ «капитана» Путина «Свистать всех наверх!». Но, выстроившись на палубе судна, которое уже дало течь, единоросские говоруны стали не латать оперативно пробоины, а создавать, по привычке, штабы по ликвидации пробоин.

Самым истребованным «рабочим инструментом» для штабов в этот тяжелый для всей страны период является, к сожалению, клавиатура компьютера, с помощью которой сановные единороссы и их подручные СМИ набирают тексты. Озаглавлены эти тексты практически одинаково. К примеру, «Антикризисная программа правительства России как инструмент поддержки...» Далее можно вставить любую отрасль - «машиностроение», «металлургия», «нефтедобыча», «малое предпринимательство», и т.п.

На самом же деле, по моему мнению, коррупционный подход к внутренней политике России многих обитателей правительственных кабинетов, подкрепленный глобально-полицейскими доктринами Кремля, сделал свое нехорошее дело. Нынешний правящий в нашей стране режим хотел продемонстрировать всему миру нефтяное могущество и газовую силу РФ. А случилось обратное. Российская политико-экономическая верхушка выставила на всеобщее обозрение свое бессилие, почти поголовную коррупционность и крайнюю недальновидность.

Завершу сегодняшние печальные рассуждения мнением все того же Е. Гонтмахера: «Экономические катаклизмы на финансовых рынках обнажили давно сложившийся в стране кризис доверия. Власть не доверяет обществу, лишая его реальных гражданских свобод. Общество и бизнес традиционно не доверяют государству. Иностранные инвесторы не доверяют российским фондовым рынкам, где премьер-министр может за несколько минут обрушить акции...».