\"Уралхим\" может стать стать налоговым донором Латвии

На модерации Отложенный

В нынешнюю пору экономического кризиса стиль отношений государства и бизнеса заметно изменился. Если раньше крупные бизнесмены и компании старались по возможности дистанцироваться от властей, то в этом году явно обозначилась иная тенденция. Крупный бизнес, попавший под удар кризиса, сам готов просить помощи у государства. И не важно, российский ли олигарх идет за вспомоществованием в Москву, или топ-менеджеры американского автомобильного гиганта летят на своем корпоративном самолете в Вашингтон - реакция может разная, а тенденция общая.

И государство вынуждено бизнес спасать. Что толку сейчас указывать бизнесменам на ошибки в управлении активами, надо элементарно вытаскивать эти активы из кризисной западни, поскольку те же производственные мощности в любом случае составляют стратегическую промышленную базу страны. В России приоритеты определены в знаменитом списке из 300 системообразующих, особо важных для страны предприятий, которые необходимо поддержать в первую очередь.

Впрочем, для бизнеса в этой ситуации есть одна существенная неприятная деталь. Помощь от государства, естественно, предполагает и определенный контроль с его стороны. Можно ли как-то избежать подобного положения, продолжить все «с чистого листа», по прежнему остаться «весовым» субъектом бизнеса, сохранить позиции экономического гиганта, который при желании сможет и диктовать властям?

Не исключено, как сообщают масс-медиа, что вполне прагматичный выход нашел господин Мазепин, председатель Совета директором компании «Уралхим». 15 апреля этого года в Латвии зарегистрирована фирма Uralchem Trading. Юридический адрес нового субъекта латвийского бизнеса - г.Рига, улица Ницгалес, 38-18 (Nīcgales iela 38-18, Rīga, Latvija). Уставной капитал компании составил 140 тысяч латов. Единственным владельцем структуры является ОАО «Объединенная химическая компания УРАЛХИМ», которая контролирует 100% долей ее капитала.

Естественно, на поверхности лежит выгода с точки зрения логистики. Именно Рижский морской порт, как определило руководство «Уралхима», станет главным узлом перевозки производимых компанией минеральных удобрений на внешние рынки.

Подробностей статуса новой структуры «Уралхим» пока не раскрывает, поскольку ее создание пока близится к завершению. Однако масштабы, с которыми компания обосновывается на балтийском берегу, заставляют предположить, что речь идет вовсе не о стандартном (пусть даже и одном из ключевых) филиале безусловно российской компании, а о целенаправленном «дрейфе» в орбиту латвийской экономики. Тем более что стало известно о планах руководства холдинга переноса из Москвы в Ригу и своего головного офиса.

Пока же офис компании расположен в деловом центре «Москва-Сити», на Краснопресненской набережной, в знаменитой «Башне на набережной».

Стоит отметить, что «Уралхим» входит в пресловутый «список 300». В настоящее время кредиторская задолженность \"Уралхима\" превышает 1,2 млрд. долларов, что значительно больше самых оптимистичных оценок текущей капитализации всей компании. В 2009 году \"Уралхим\" должен был вернуть банкам-кредиторам около 333 млн. долларов, но смог реструктурировать значительную часть этой задолженности, договорившись со Сбербанком, Юни-Кредит, и Раффайзен-банком о переносе платежей на 2011 - 2012 годы в обмен на значительное увеличение процентных ставок по кредитам. Таким образом, в течение 2009 года \"Уралхим\" должен вернуть банкам порядка 130 млн. долларов. Немудрено, что с таким положением «Уралхим» стал одним из предприятий, которым российские власти гарантировали финансовую помощь для выхода из кризиса.

Однако в случае переноса головного офиса «Уралхима» в Ригу поддержанная российским правительством компания автоматически становится ...крупнейшим налоговым резидентом уже Латвии.

Стратегическая перспектива очевидна. «Уралхим» - экспортноориентированная компания, и ей желательна работа по западным стандартам, между тем как перспектива вступления России в ВТО по-прежнему остается неопределенной, если не сомнительной. Ожидать судьбоносного вступления родной страны в международную торговую «семью» - значит уже сейчас упускать возможности прочно утвердиться на западном рынке.

Да и в целом экономический климат в Прибалтике куда как мягче. Страны Балтии сразу после выхода из СССР отказались от государственного контроля над экономикой.

Возможность избежать контроля именно со стороны российского государства, и перспектива занятия гораздо более высокого положения в латвийской экономической иерархии стала, по мнению аналитиков, главным мотивом для Дмитрия Мазепина.

Беспорядки в январе этого года сильно напугали правительство Латвии. Страна в целом очень пострадала от экономического кризиса, и приход столь крупной компании, как «Уралхим», может быть воспринят практически как спасение. И уж точно в Риге Мазепину не станут досаждать участившиеся в России проверки Росприроднадзора, Ростехнадзора и других контролирующих органов - Риге нет дела ни до участившихся аварий на российских предприятиях холдинга, ни до сотен рабочих, уволенных или находящихся под угрозой увольнения с завода «Воскресенские минеральные удобрения».