Смешные названия российских сел

На модерации Отложенный

Уважаемая редакция! Почему у нас в стране так много деревень и сел с названием Лохово? Деревни Лохово есть в Тверской и в Смоленской губерниях, под Иркутском. И у нас, в Каргопольском районе Архангельской области. А еще в России есть Лохушкино, Лоханкино, Совлохи и даже Большие Лохи. С чем это связано? Неужели с нашими национальными чертами? И откуда у нас в стране такие названия, как Мартышкин Хутор, Густые Тычинки и Калифорния?

Обитатели более 600 российских населенных пунктов спят и видят, как поменять название родной деревни, села или поселка. А вам бы понравилось жить в Овнище, Старых Червях или в Мошонке? Но для того чтобы Овнище стало, к примеру, деревней Незабудкино, нужны очень большие деньги. Закон РФ «О наименовании географических объектов» объясняет внятно, как это можно сделать. А денег, извините, нет. Вот и живет народ веками в местечке Отхожем, поселке Малые Гнилуши или в деревне Тараканы безо всякой мечты на лучшее будущее. С кого спрашивать за такие нелепые, а самое главное, оскорбительные названия? Уезжают-то из этих «отхожих» деревень десятками, а те, кто остается, заливают свою незавидную жизнь горькой. Села и деревни с депрессивными названиями - это будет покруче, чем «медвежьи углы». Так утверждают психологи и социологи. У тех, кто живет в Гнилушах, похоже, нет никаких надежд на перемены, если только населенный пункт вдруг не переименуют в деревню имени Сталина, как это случилось недавно в Псковской области. Все враз забыли о смертной тоске и скуке, в том числе и псковские чиновники. И началось такое веселье!

Поэма о сонном лососе

Да, безразмерное количество сел и деревень на Руси с названиями Лохово, Лоханкино, Лоховина, Лохушкино удивляет. Откуда они? Лексикограф Владимир Даль объясняет, казалось бы, просто и доходчиво: слово «лох» произошло из языка русских поморов. В Архангельской губернии и в Карелии так называют неповоротливую глупую рыбу, как правило, семгу или лосося. Кстати, именно эта «глупая» рыба вдохновила замечательного русского поэта Федора Глинку написать стих «Дева карельских лесов». Там есть такие милые строки о молодом рыбаке, который «беспечных лохов сонный рой тревожит меткою острогой». Значит, Лохово - Лоханкино - Лохушкино - это всего лишь прибрежные рыбацкие деревни, в которых столетиями ловили ценные породы рыб?

Брокгауз и Ефрон дают такие объяснения слову «лох»: это опять же рыба после нереста. И лох (он же - лоховес) - это незадачливый человек. Так называли неудачников (но в Псковской губернии. - «АН»).

Лингвист Дмитрий Ушаков объясняет, что лох - это семга после метания икры. А лоховина - плохая семужина, мясо рыбы лоха.

Значит, обитателям деревень Лохово - Лоханкино (Архангельской области) обижаться не нужно? Хуже тем, у кого в паспорте значится Голодранкино, Хренище или Кобелиное... Этим людям несильно позавидуешь!

Мечты Негодяихи

Как же быть? Как поменять название своей деревни?

Обратимся к истории. ХХ век был очень щедрым на переименования. Все первые годы советской власти неблагозвучные названия заменяли на нейтральные. Первым официальным переименованием, которое прошло в полном соответствии с советским законодательством, стала смена названия деревни Запердяжье на Цветково. А следом деревня Дрянная превратилась в Дружную, Дураково - в Орлы, Херовка стала Красной Пристанью. Деревушка Негодяиха хотела стать Сталино. Но стоп... По каким-то соображениям Негодяиха получила отказ. И переименовалась во Львово. Рабочий поселок Растяпино стал Дзержинском. Поменяли свои названия Пердуново, Погулянки и Ссакино.

Но нелепых названий от этих перемен меньше не стало.

И сегодня на просторах России есть деревня Самодуровка (как в Башкирии, так и в Саратовской области). Новая Самодуровка «прописалась» в Пензенской области.

Еще в России есть более десятка деревень с душевным названием Собакино: в Пензенской области, Ивановской области, в Удмуртии. А также в Калужской, Орловской и Кировской областях. А вот люди, живущие в этих деревнях, как могут называться? Собакинцы? Или собакчане? Или просто гав-гавцы?

Без НКВД ни шагу

А подробные географические карты с новыми названиями стали издаваться в России только с середины 20-х годов.

Первые переименования проводились в жизнь на основании декрета от 27 января 1918 г. «О порядке изменения границ губернских, уездных и прочих». В соответствии с этим декретом местные органы самостоятельно производили все перемены в административно-территориальном делении.

Но впервые слово «переименование» употребляется в циркуляре только от 30 апреля 1920 г.

Несанкционированные переименования стали серьезно затруднять отношения между центром и провинцией. Следствием этого стал циркуляр «О запрещении переименования отдельных населенных пунктов, волостей и уездов без разрешения НКВД».

Но смерть Ленина вызвала новую волну переименований. И свет увидел декрет «О воспрещении переименования именем В.И. Ульянова городов, улиц, сооружений, учреждений без разрешения ЦИК СССР». На траурном собрании 22 января 1924 г. Петроград переименовали в Ленинград. Вслед за Ленинградом был переименован Царицын. Он стал Сталинградом. Потом дошла очередь до Екатеринбурга. Он получил имя Свердловск.

Но гримасы истории не заставили себя долго ждать. Прошло несколько десятков лет, и Ленинград вместе со Свердловском снова получили «царские» имена. А Сталинград еще раньше стал Волгоградом.

Как Содомы стали Большими

Ученые-языковеды обращают внимание на долговечность некоторых названий. Иные в России живут столетиями - Козлы, Дрочево, Бухалово, Хренище. Вымирают народы, исчезают некоторые языки, а неблагозвучные названия продолжают жить, хотя со временем может поменяться их написание и звучание (например, Козлы - Козлиный Берег, Бухалово - Бухалкино, Хренище - Хреновое и проч.). Занимается всеми этими «пассажами» такая любопытная наука, как топонимика (от греческого - topos - место и onoma - имя). Топонимика живет на стыке 3 областей знаний: истории, географии и лингвистики. У топонимики есть несколько сестер: ойконимы - это названия населенных пунктов, гидронимы - названия рек, оронимы - названия гор, урбанонимы - названия внутригородских объектов, годонимы - названия улиц, агоронимы - площадей, дромонимы - названия путей сообщения и антротопонимы - названия объектов, произведенных от личного имени.

Но иной раз даже ученые не в силах объяснить, откуда, к примеру, на карте страны взялись такие названия населенных пунктов, как Мачехин Конец, Новое Блудово или Содомы.

Кстати, о Содомах. Обитатели этого местечка в Саратовской области хотели поменять название. И поменяли: село стало называться Большие Содомы. Почему такая странная метаморфоза? Оказывается, это «прихоть» самих содомчан...

- Географическая карта России все еще полна темных и неясных топонимов, - рассказывает «АН» специалист по топонимике, доктор филологических наук Евгений Красин. - Но русские географы еще в прошлом веке мечтали о том, чтобы расшифровать все названия. Чем больше таких топонимов-образов есть у человека, тем лучше он знает мир, в котором живет. Чем больше топонимов есть у страны, тем полнее она изучена. В благополучной Швеции число топонимов доходит до 12 миллионов. А у нас? Это тайна, покрытая мраком.

Москва не стала Градом Ильича

- Но ученые обнаружили более 50 случаев отказа в переименованиях за 1918-1930 годы, - продолжает Евгений Красин. - Первым известным случаем был отказ в переименовании села Иващенково в Троцк, который был мотивирован НКВД «нехваткой средств».

Одним из самых ярких проектов 1920-х гг. стало прошение 216 советских административных работников о переименовании города Москвы в Город Ильича. Мотивировка была такая: новое название больше скажет уму и сердцу пролетариата, чем нерусское название «Москва».

Такая же мотивировка присутствовала при попытках переименований Москвы в Сталинодар (1938 г.) и Сталин (1953 г.). Но Москву переименовывать не стали.Творогово - Путинград?

Но иногда терпению граждан в «заброшенных» деревнях приходит конец. И они начинают бунтовать. Вот в апреле 2008 г. взбунтовалась вполне приличная (на слух) деревня Творогово - это Емельяновский район Красноярского края. Деревенские выступили с инициативой: переименовать Творогово в... Путинград.



Инициативная группа вышла на местных чиновников с просьбой организовать на селе референдум. По дворам поселка пошли агитаторы. В качестве главного аргумента приводился такой факт: в ноябре 2007 г. мимо Творогова проезжал Владимир Путин.

Твороговские чиновники и депутаты идею по переименованию назвали «бредом».

В Творогове (поселению этому более 300 лет) меж тем обитают 485 человек. В деревне - 4 улицы и 100 дворов, нет детского сада, водопровода и телефона. Газ привозной. Песня, а не жизнь!

Будет ли Мартышкино в Антарктике?

Но что же надо предпринять, чтобы поменять название населенного пункта? Правила присвоения имен городам и весям, рекам и озерам прописаны в Законе «О наименованиях географических объектов». Он действует уже больше 10 лет. Но за эти 10 лет Россия поменяла совсем немного названий городов, сел и деревень.

По закону предложения могут вносить как федеральная, так и местная власть, общественные объединения, предприятия и фирмы, даже просто отдельные граждане России. Предложение оформляется как нормативный правовой акт, а к нему полагается пояснение, в котором надо обо-сновать, зачем менять название. Все это направляется в местное Законодательное собрание.

В небольших населенных пунктах можно ограничиться простыми сходами (как это случилось в «центре мысли», в деревне Подосье). Краевой центр ждет референдум. Если пришли более половины и из них большинство проголосовали «за», предложение о смене названия города отправляется в Госдуму, где принимается закон о переименовании. Последнюю подпись ставит президент страны.

Именно так получают свои названия города, железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, острова и другие географические объекты внутренних вод и территориального моря, а также континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Так же поступают с географическими объектами, которые обнаружили российские исследователи в той же Антарктике.

Но присвоение имени, как и переименование, - недешевое удовольствие. В 1990-х бурно обсуждался вопрос о переименовании Краснодара в Екатеринодар. За это горячо выступал губернатор Александр Ткачев. Но вопрос вынесли на референдум. И более 70% граждан высказались против. Да и цена «кусалась»: нужно было 70 «лимонов», чтобы сменить «вывеску».

Косолапый в деревне Медведева

Иногда переименования случаются независимо от воли жителей. Вот деревню Медведа (Красноярский край) вдруг переименовали в деревню Медведева. Деревенские обнаружили это случайно: они выехали за пределы Медведы и увидели дорожный указатель с новым названием.

Что любопытно: указатель был изготовлен и установлен по всем правилам в ходе плановой замены дорожных знаков. То есть никакой «художественной» самодеятельности не было! Только народ спросить забыли.

В 30 дворах Медведы живут 57 человек. Школу тут закрыли. В деревне - плохая вода, отвратительные дороги и совсем нет работы. Выходит, это самый настоящий «медвежий угол». Не так давно в деревню забрел топтыгин. Медведь всласть порезвился сразу в трех дворах. Видимо, прочитал название и решил, что он у себя в берлоге. Мишку, к сожалению, убили.

Кура-Цеце в Горячем Ключе

А вообще переименование - еще и очень длительная процедура. Приходится вносить изменения во все адреса, карты, справочники, менять таблички на домах. Юридические лица, находящиеся в переименованной местности, должны сменить печати.

Любое переименование действительно обходится казне в копеечку.

К примеру, возвращение Кирову исторического названия Вятка (его предлагает губернатор Никита Белых) обойдется в 6,5-7 млн. рублей.

После переименования жителям придется менять прописку, причем за свой счет. И нужно будет менять свидетельство о собственности на квартиру в связи со сменой адреса. И составлять новый кадастровый план по другому адресу. Могут возникнуть проблемы и со вступлением в наследство.

И все же! Игра чаще всего стоит свеч: как только обитатели деревни Зады (Иркутская область) переименовали себя в Дурлай, из деревни перестали уезжать молодые. Может быть, переименование поспособствовало?

Но как жить тем, у кого в паспорте все еще значится: Новые Маты (под Уфой), Большие Носки (Кировская область), Первая Зубочистка (Оренбуржье), Тараканов (Белгородчина) и даже Кура-Цеце (это административный район Горячий Ключ в Краснодарском крае)?

Революция в деревне Подосье

Кому-то вовсю возвращают «царские» названия, а иные находятся в борьбе за «красные» наименования. Сегодня идут жаркие схватки вокруг переименования деревушки Подосье Псковской области в деревню имени Иосифа Сталина. Деревня вдруг взяла и заявила, что хочет носить имя покойного генералиссимуса. Губернатор Псковской области Андрей Турчак приказал любыми путями «искоренить коммунизм» в деревне Сталина! В Подосье вмиг появились чиновники с циркулярами. Они стали запугивать людей. И в то же время обещать им повышение пенсий, если решение о переименовании будет отменено. Но деревенские уперлись.

В деревне Подосье нет ни электричества, ни телефона, ни медпункта. И дороги туда нет. Но деревенским обещают провести свет и газ, если те пойдут на попятную. Некогда сонное царство преобразилось: теперь даже не слышно, как кричат петухи. Все заглушают горячие классовые разборки.

На сходе деревенские приняли программу-минимум: « Мы возродим колхоз, совет депутатов трудящихся, МТС, клуб и проведем электрификацию. Туризм станет основой бюджета деревни им. Сталина. Мы будем рады видеть у себя делегации зарубежных стран Вьетнама, Кубы, Венесуэлы, Белоруссии, КНДР и Никарагуа...»

А что же будет дальше? А если Гнилуши и Тараканы тоже захотят «присвоить» себе имя Сталина (или Троцкого, или Розы Люксембург)? А если Терминатора?

«Очень тупые здесь трескают лук»

А как ведут себя жители деревень с неблагозвучными названиями за кордоном? Вот во Франции недавно прошел съезд людей, проживающих в деревнях, названия которых звучат оскорбительно для уха. Вот название деревни Saligos звучит как «Грязная свинья», Trecon - «Очень тупые», Montcuq - «Моя попа» и Mengesebes - «Здесь трескают лук». Всего таких «неправильных» деревень во Франции 15...

Для англоязычных туристов «непривычные» названия французских деревень - давно не сногсшибательная новость.

Вот уже несколько поколений английских туристов привозят в Великобританию фотографии из французского городка Condom. Фотографироваться туристы любят прямо на въезде, у самой вывески! И вот что странно: сами жители очень спокойно относятся к специфическому названию своей малой родины. И переименовать его не пытаются. Почему? Наверное, потому, что заграничные туристы оставляют немало денег в этом самом Condom.

Но кому придет в голову тащиться в наши Большие Лохи и фотографироваться на въезде в неряшливую деревеньку?

Фершампенуаз Нагайбакского района

Но наша страна Россия обременена не только циничными или оскорбительными названиями. Еще у нас немало «чужеродных» наименований.

Вот только недавно с карты Нижегородской области исчезла деревня... Калифорния.

Председатель Земского собрания Сеченовского района Владимир Грыжин заявил, что в деревне уже никто не живет, а линия электропередачи, ведущая в Калифорнию, срезана.

Последние жители Калифорнии - а их 8 человек - переселились в соседнюю деревню Липовка. Название «Калифорния» осталось на географических картах. И деревня до сих пор имеет свой почтовый индекс.

- Существует несколько версий происхождения «американского» названия, - продолжает свой рассказ Евгений Красин.- Согласно одной из них, во второй половине XIX века местный помещик, побывавший в Америке, переименовал принадлежащую ему деревню Калифоровка в Калифорнию.

А в Нагайбакском районе Челябинской области есть поселок - язык сломаешь - Фершампенуаз. Название происходит от поселения во Франции. Оно связано с Отечественной войной 1812 года.

А еще в Челябинской области есть село Париж! Недавно челябинские «парижане» отправили поздравительную телеграмму мэру Парижа, в которой поздравили его с очередной годовщиной взятия Бастилии. В деревне Париж под Челябинском тоже был праздник! Праздновали конечно же взятие Бастилии.