Весенний призыв-2009: беспрецедентный произвол
На модерации
Отложенный
15 июля заканчивается весенний призыв в российскую армию 2009 года. Он сопровождался беспрецедентным произволом, подчеркнули участники пресс-конференции, прошедшей 13 июля в Независимом пресс-центре, - координатор Общественной инициативы «Гражданин и армия», член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко, председатель межрегионального движения «Солдатские матери», член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Татьяна Кузнецова и председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», член Комиссии Санкт-Петербурга по правам человека Элла Полякова.
В ходе весенней призывной кампании 2009 года правозащитные организации, входящие в Общественную инициативу «Гражданин и армия», зафиксировали более 14 тысяч нарушений закона. Самые массовые нарушения - призыв больных и имеющих право на отсрочку по учебе. В Москве и Петербурге шли облавы на призывников.
Участники инициативы «Гражданин и армия» указывают, что в связи с переходом на один год службы по призыву и переводом на контрактный способ комплектования воинских частей постоянной боевой готовности, обеспечивающих безопасность страны, должно было в корне измениться назначение призыва. По контракту солдаты и сержанты должны служить на должностях, обеспечивающих боеспособность войск, по призыву - на остальных, вспомогательных. Целями призыва должно было стать поддержание мобилизационного резерва и подготовка к службе по контракту.
Еще в 1992 году правительство России издало постановление «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных сил РФ военнослужащими в добровольном порядке - по контракту». В 1996 году президент России Борис Ельцин издал указ о переходе на контракт и отмене призыва с весны 2000 года. Позднее этот срок был отменен. В 2003 году правительство приняло Федеральную целевую программу (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы».
В соответствии с ФЦП военное ведомство должно было компенсировать двукратное сокращение количества солдат срочников, связанное с переходом на годичную службу, за счет контрактников. Но отмена почти всех отсрочек и увеличение плана призыва свидетельствуют, что Министерство обороны не выполнило ФЦП. Возникает ощущение, что оно попросту саботирует реформу армии, подчеркивают правозащитники. Если весной 2008 года план призыва в армию составлял 133 тыс. человек, то осенью - 219 тыс., а весной 2009 года - уже 305,5 тыс. Осенью 2009 года в армию должны быть призваны 440 тыс. молодых россиян. Военкоматы не выполняют план по контрактам - там их заключают только 10 процентов от общего числа. 80 процентов контрактов солдаты подписывают в частях - в результате давления и угроз.
В Межрегиональное движение «Солдатские матери» весной 2009 года обратились за консультациями по вопросам первоначальной постановки на воинский учет и призыва на военную службу 450 москвичей. Чаще всего нарушается порядок вызова молодых людей на призывные мероприятия. Призывники вызываются в военные комиссариаты до начала призыва, вызываются повестками, присланными по почте. В Москве по почте повестки получают 90% призывников.
70% обратившихся призывников и их родителей жалуются на то, что в военкоматах их различными способами пытаются ввести в заблуждение. В том числе, 60% нарушений относятся к вопросам медицинского освидетельствования призывников, 10% случаев связано с социальными отсрочками.
Пользуясь своей безнаказанностью и правовой безграмотностью призывников и их родителей, сотрудники военкоматов врут, что срок службы вскоре увеличится, чтобы молодые люди поспешили отслужить в армии. Ажиотаж вокруг призыва прямо способствует росту коррупции.
По закону председателями призывных комиссий являются главы территориальных образований, но фактически работой комиссий сплошь и рядом руководят военкомы.
Совершенно формально проходит процедура первоначальной постановки на воинский учет. Нарушаются сроки ее проведения, порядок вызова и «доставления» несовершеннолетних в военкоматы (без вручения повесток, без законных представителей, без медицинских документов). Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не выдается молодым людям в день постановки на воинский учет, степень годности к военной службе определяется неверно. По достижении 18 лет их всех пытаются призвать в армию. Вместо того, чтобы рекомендовать ограниченно годных к службе молодых людей к зачислению в запас, военкомы оставляют их на воинском учете как годных. И количество «призывных ресурсов» в городе изначально значительно завышается. На повторные призывные мероприятия необоснованно тратятся бюджетные средства.
Члены медицинских комиссий должны лишь сверять диагнозы в справках, которые приносят призывники, с расписанием болезней. Однако эти врачи подчиняются не только поликлиникам, но и военкоматам, и фактически выполняют заказ военного ведомства, пытаясь отменять имеющиеся у призывников диагнозы. Они «не замечают» таких диагнозов, как бронхиальная астма или язвенная болезнь, а направляют призывников на обследование по другим заболеваниям, которые не дают освобождения от военной службы. Больных призывников или призывают на службу, или, если они не соглашаются с таким решением, направляют на повторные стационарные обследования. Таким образом, молодые люди по нескольку раз проходят ненужные им стационарные обследования, которые также оплачиваются за счет бюджета.
Молодые люди должны иметь как можно больше медицинских документов. Их оригиналы надо оставлять себе - в военкоматах они «пропадают» - а отдавать только копии. Призывник должен оформить у нотариуса генеральную доверенность на членов своей семьи (до 15 человек), чтобы те могли представлять его в военкомате, призывной комиссии и воинской части, а также получить нотариально заверенную копию паспорта и носить ее с собой вместо оригинала. Если призывник не согласен с решением призывной комиссии, он может оспорить его, и тогда процедура призыва приостанавливается.
Практически все призывники, обучающиеся в московских вузах и средних технических учебных заведениях, независимо от действительного состояния здоровья и наличия медицинских документов, подтверждающих их болезни, имеют отсрочку по учебе и числятся в составе «призывного контингента». Это позволяет военному ведомству призывать их в армию после окончания учебы, даже если они больны.
Военкоматы упорно не желают выдавать в предусмотренный законом срок военные билеты призывникам, признанным ограничено годными к военной службе и зачисленным в запас. Законом четко определен срок выдачи документа - 10 дней с момента вынесения решения призывной комиссии.
Но многие молодые люди не могут получить документ несколько месяцев. В военкомате ссылаются на самые различные причины для затягивания сроков. Отмечены случаи, когда уже после вынесения решения о зачислении в запас, врачи снова пытаются направить молодого человека на медицинское обследование. Таким образом, на учете состоят граждане, которых не призовут на службу, их направляют на медицинские мероприятия - это также необоснованная трата бюджетных денег.
Правозащитники неоднократно подчеркивали, что милиция не имеет права доставлять призывников в военкоматы. Но масштаб милицейских облав на молодых людей весной 2009 года был беспрецедентен. Причем часто хватали студентов, имеющих отсрочки от службы в армии, и больных.
Во всех случаях насильственного призыва в отношении призывников нарушается установленная законом процедура призыва. Большее число облав на призывников в Санкт-Петербурге организация «Солдатские матери СПб» отметила в Приморском и Московском районах. На этот раз проблема коснулась иногородних студентов, проживающих в общежитиях. Большинство их них не успели оформить отсрочку до 2008 года, некоторые уже отчислялись из вуза и потеряли право на отсрочку, однако ни одна из этих причин не оправдывает грубые нарушения процедуры призыва.
Организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» зафиксировала совершенно беспрецедентный случай силового захвата призывника и доставления его в Калининский военкомат. 9 июня два сотрудника милиции в Красногвардейском районе вошли в квартиру, где он ночевал. Когда молодой человек отказался проехать с ними в военкомат, сославшись на незаконность требований, они начали его оскорблять и угрожать применением силы: сотрудник, назвавшийся Морозовым, грозился связать призывника его собственным ремнем и так доставить в военкомат. Затем от угроз милиционеры перешли к действиям: стали заламывать руки, пытаться «скрутить». Сотрудники милиции не реагировали на заявления молодого человека о том, что ему плохо, и на его просьбу вызвать скорую помощь.
Вскоре после звонков прибыл сотрудник, который представился как участковый 22-го отделения милиции Красногвардейского района. Он стал угрожать, что если молодой человек не поедет в военкомат, то он поместит его в камеру с уголовниками, где его изобьют, угрожал выстрелить из пистолета в ногу. Через некоторое время прибыл четвертый милиционер с наручниками, который, судя по разговорам милиционеров, был тоже из 22-го отделения.
Пострадавший пишет: «Дальше на меня напал четверо. Один ломал руку, второй другую. Третий выкручивал шею. Четвертый уже просто сидел на мне и застегивал наручники. Я звал на помощь, просил вызвать скорую и милицию. Дальше меня в одних трусах, майке и без носков потащили по лестницам с 5 этажа на улицу с застегнутыми за спиной наручниками. Просчитал головой несколько ступенек. Я в это время кричал и звал на помощь. По пути на лестничных клетках выходили соседи и все прекрасно видели. После того, как меня закинули в машину, двое сотрудников из 22-го отправились восвояси».
На призывной пункт молодого человека доставили в трусах, майке и наручниках, с ссадинами и кровоподтеками и продержали несколько часов, не реагируя на его жалобы на плохое самочувствие, неоднократные просьбы вызвать скорую помощь и на то, что у него вывернута рука. На жалобы не реагировали и врачи, к которым молодой человек отправился пристегнутым наручниками к милиционеру Морозову. Молодого человека уже собирались направить в воинскую часть (при подобных силовых захватах призывника обычно отправляют в часть очень быстро, чтобы родные не успели отреагировать), но когда с него сняли наручники и дали возможность одеться, он ринулся бегом мимо милиционера с такой скоростью, что тот не успел его задержать.
После сокращения срока службы до одного года в армии не исчезли неуставные отношения, а проще говоря - террор против новобранцев. По меньшей мере одна трагедия произошла уже по дороге в часть. В поезде с только что призванными молодыми людьми, следовавшем из Челябинска в Биробиджан, на одной из станций был обнаружен призванный из Кургана Александр Мажуга, 1988 года рождения. Соседи Александра по поезду зверски избили его и имитировали повешение. Вскоре солдат умер.
Роль «дедов» также нередко играют контрактники.
То, что происходит при призыве и после него - это репрессии против молодежи, подчеркивают правозащитники.
Военное ведомство России не рассматривает возможность полного перевода армии на контрактную службу, заявил недавно замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ Василий Смирнов: «Для Российской Федерации призыв на военную службу лучше. Он позволяет придать общенародный статус службе в армии». Конечно, для генералов такой статус лучше - есть целый народ, готовый набивать их карманы - или откупаясь от призыва, или занимаясь рабским трудом в призывной армии.
На сайте Минобороны были размещены проекты федеральных законов «О воинской обязанности граждан Российской Федерации» и «О военной службе Российской Федерации», переданные военным ведомством в Правительство РФ (правда, вскоре законопроекты оттуда исчезли). Предполагается заменить ими законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих», отмечает правозащитник Людмила Вахнина. Эти новации призваны еще более ухудшить положение призывников. Сейчас при обжаловании в суде решений призывных комиссий они приостанавливаются. Если законопроекты будут приняты, такой возможности призывники лишатся.
Между тем, закон «О воинской обязанности и военной службе» (Статья 51 «Основания увольнения с военной службы») не предусматривает такого основания для увольнения из армии солдат-срочников, как незаконный призыв; виновных не наказывают.
Пока же призывникам и их близким полезно ознакомиться с рекомендации правозащитников - их можно найти в книге «Защита законных прав призывника и военнослужащего», подготовленной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга».
Ужесточение военкоматско-милицейских репрессий против призывников, которых пачками отправляют в школу бесправия и рабства, происходит параллельно с усилением карательной политики против оппозиции, а также с ростом агрессивности во внешней политике.
К каким войнам готовят российскую армию? Пока мы наблюдали прежде всего войну против Чечни, причем в значительной степени против ее мирного населения, и войну против Грузии, чье руководство не желает позорно пресмыкаться перед Кремлем.
А готовы ли российские вооруженные силы, например, противостоять агрессии со стороны Китая - старшее поколение застало вторжение китайских войск на остров Даманский. Я не уверен, что громко рассуждающие о патриотизме генералы и их главнокомандующий смогут вразумительно ответить на этот вопрос.
Комментарии