Кто виноват в росте цен на топливо?

На модерации Отложенный

С начала лета бензин и дизельное топливо снова начали дорожать. По данным Росстата, цены на бензин за это время поднялись на 17,12%, с мая - на 20%. По данным ИЦ «Кортес», средняя стоимость бензина марки Аи-92 составляет 21 рубль за литр, подорожав за предыдущую неделю на 45 копеек. Бензин марки Аи-95 поднялся в цене до 22,53 рубля за литр, подорожав на 40 копеек.

Эксперты объясняют рост цен на топливо в рознице тем, что оно подорожало на оптовом рынке. Это, в свою очередь, является следствием дефицита нефтепродуктов: нефтяникам, по мнению аналитиков, выгоднее продавать нефтепродукты на экспорт, чем на внутреннем рынке. Но у производителей своя правда. Они считают, что рост цен - прямое следствие действующей системы налогообложения. В России 60% в цене бензина составляют налоги, акцизы и т.п., а стоимость нефти - только 10%. Получается, в повышении цен на бензин виноваты как нефтяные компании, так и само государство.

Однако претензии к нефтяникам не возникали бы, если бы стоимость нефти снова не начала снижаться. Нефть после достижения отметки 70 долларов за баррель к 1 июля снова начала падать и на сегодняшний день находится на уровне 60 долларов за баррель.

«Максимальный рост цен до августа составит 1-1,5%. Тот небольшой подъём, который мы наблюдаем сейчас, - это отголоски роста цены на нефть до 70 долларов за баррель», - считает директор по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков.

Однако надеяться на то, что цены на бензин пойдут вниз так же стремительно, вряд ли стоит.

«Падение мировых цен внушает покупателям оптимизм и надежду на возможное снижение внутренних цен на автобензин, но пока такое развитие событий не очевидно», - пишут в своём отчёте эксперты «Кортеса».

И всё же экспертное сообщество делится на два лагеря. Первые полагают, что нефтяники заслуживают наказаний от ФАС. Другие выступают в защиту НК, считая сегодняшнюю цену справедливой.

Простой расчёт: оптовые цены на топливо выросли, значит, выросли и цены на бензин. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо - на 23%, на бензин А-76 - на 37%, на бензин А-92 - на 57%, на бензин А-95 - на 14%.

Однако, по словам главы Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, одной из причин удорожания является то, что нормы технологической обработки нефти на НПЗ российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) не соответствуют современным стандартам. Из-за этого компании не получают дополнительной прибыли, которая могла бы поступать от продажи нефтепродуктов.

«На российских НПЗ глубина переработки составляет 70%, в то время как этот показатель в развитых странах составляет 85% и даже достигает 95%», - утверждает Геннадий Шмаль.

По его словам, только при экспорте дизельного топлива компании теряют до 2 млрд. долларов в год. А на большинстве российских НПЗ капитальная модернизация в последний раз проводилась в 70-80-х годах. В благоприятных рыночных условиях не росла и производительность труда. По данным Шмаля, если, например, в Shell она составляет 4,8 млн. долларов на человека в год, то у ЛУКОЙЛа этот показатель равен только 0,83 млн. долларов. А стоимость производимых в год нефтепродуктов в России составляет 41 млрд. долларов, в то время как в США этот показатель равен 630 млрд. долларов, а в Китае - 270 млрд. долларов.

Есть версия, что в высоких ценах на нефтепродукты виновны не нефтекомпании, а государство.

Дело в том, что доля налогов в стоимости топлива в России составляет 60%, в то время как в США этот показатель составляет только 20-30%.

«Это НДПИ, акциз, налог на оборудование и т.п. За счёт пропорционального снижения налогов правительство может понизить стоимость бензина на 5-7 рублей за литр», - считает глава Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Таким образом, Шмаль остаётся сторонником снижения налогового бремени на производителей топлива.

В том, что цены на нефтепродукты не следуют за ценами на нефть, виноваты и «ножницы Кудрина»: цена на нефть уже упала, а пошлина продолжает по инерции расти.

Дело в том, что сегодня экспортная пошлина на нефть устанавливается на месяц исходя из периода мониторинга с 15-го числа позапрошлого месяца по 15-е число прошлого месяца. Соответственно в августе, например, нефтяные компании будут продавать нефть на экспорт исходя из условий, которые были с середины июня до середины июля, когда стоимость нефти достигла своего пика. Как заявил замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, с 1 августа пошлина вырастет с 212,6 доллара за тонну в июле до 222 долларов за тонну.

«Средняя цена на нефть мониторинга Минфина с 15 июня по 14 июля составила 65,65 доллара за баррель, таким образом, предельная ставка экспортной пошлины с 1 августа составит 222,091 доллара за тонну и будет установлена в 222 доллара за тонну», - сказал Сакович.

Между тем в августе, по прогнозу многих экспертов, цена на нефть может опуститься ещё ниже и достичь 45-50 долларов за баррель. При этом за вывоз нефти нефтяные компании будут платить из расчёта того, что нефть стоит 65 долларов за баррель. Компенсировать потери от экспорта нефтяные компании будут за счёт роста цен на внутреннем рынке. Прекратить экспортировать нефть они не могут из-за подписанных контрактов. Напомним, осенью 2008 года правительство приняло ряд шагов по корректировке расчётов экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты из-за продолжающегося снижения мировых цен на нефть. Так, период мониторинга цен на нефть марки Urals и соответственно срок установления экспортных пошлин был сокращён с двух до одного месяца в целях более оперативного реагирования на изменения мировой конъюнктуры. Это снизило налоговую нагрузку на нефтяные компании, которые до этого потеряли из-за высокой пошлины около 7 млрд. долларов.

Впрочем, «ножницы» не всегда режут доходы нефтяников. В период роста цен на нефть НК, наоборот, получают дополнительные доходы. В прошлом году, когда пошлины пересматривались раз в два месяца, а стоимость нефти до середины года активно росла, нефтяные компании за счёт отставания пошлин от цены заработали 17,5 млрд. долларов.

Эксперты уверены, что вклад в снижение цен на топливо может снова внести государство, сделав порядок установления экспортной пошлины на нефть ещё более гибкой. Также более гибким необходимо сделать НДПИ. Только в том случае изменится ситуация, когда компании будут работать без прибыли или с убытком. Впрочем, решить эту проблему сложно: в последнее время бюджет испытывает острую нехватку средств из-за падения доходов, и правительство намерено всеми способами эти доходы повысить. Ещё одна причина роста цен - объективное повышение спроса на топливо, полагают в «Кортесе». По данным компании, несмотря на падение продаж автомобилей, их количество в первом полугодии увеличилось более чем на 700 тысяч. Кроме того, август - традиционное время для плановых ремонтов, несколько заводов встанут на ремонт, поэтому напряжённость на рынке может сохраниться, прогнозирует «Кортес».