Сепаратизм на льду

На модерации Отложенный

Есть проблемы, существование которых стараются как бы не замечать и публично не обсуждать. Хотя тактика замалчивания лишь усугубляет проблему, препятствуя выработке мер, направленных на её разрешение.

Такова, скажем, проблема сепаратизма, с которой в той или иной степени сталкиваются все государства мира. Наша страна не раз ощущала на себе её разрушительное действие. За примерами далеко ходить не надо: с момента распада СССР прошло не так уж много времени. И уж совсем свежи воспоминания о 1990-х годах, когда опасность распада теперь уже Российской Федерации казалась весьма реальной (тем более, что и в мире, и внутри страны имелись силы, заинтересованные именно в таком развитии событий).

К счастью, этого не произошло. Укрепление вертикали власти и прочие административные мероприятия последних лет сняли непосредственную угрозу распада страны. И проблема сепаратизма вроде бы потеряла актуальность. Однако не исчезла. Сепаратистские вожделения этнократических элит ряда российских регионов вполне могут проявиться вновь (только уже на более прочном идеологическом и административно-хозяйственном фундаменте) при благоприятной для них (и неблагоприятной для всей страны и её жителей) конъюнктуре.

Ведь система связей, построенная на личном авторитете, не может заменить последовательную политику, нацеленную на обеспечение прочного единства страны. Тем более, что власти – по невниманию или каким иным причинам – сами попустительствуют проявлениям тлеющих сепаратистских тенденций.

Но при чём же здесь хоккей? Сама игра, конечно, ни при чём. А вот то, как обставлены некоторые матчи российского первенства, имеет прямое отношение к сказанному.

Отрадно, что в последние годы отечественный хоккей находится на подъёме. И победа на только что завершившемся Чемпионате мира в Швейцарии тому подтверждение. Отечественный чемпионат год от года набирает силу, в нём играют сильнейшие игроки, резко возрос зрительский интерес. А в этом году, с образованием Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) первенство вышло на международный уровень. И дело не только в иностранных легионерах, играющих за российские клубы, но и в участии команд из зарубежных стран. В этом сезоне в КХЛ играли команды из Латвии, Белоруссии и Казахстана.

Перед матчами звучат государственные гимны стран (а если играют только российские команды – то гимн России). И вот тут начинается самое необычное. Когда свои домашние матчи с кем-либо из соперников играет казанский «Ак Барс» или уфимский «Салават Юлаев» (оба клуба, как легко убедиться, представляют столицы «национальных республик»), то наряду с гимном России звучат и гимны этих регионов! И получается, что матч проходит не между двумя российскими командами, а одной командой, представляющей «Россию», и другой, представляющей Татарстан (или Башкирию).

Это всего лишь гимны, скажет кто-то, и не так уж важно, что там звучит. То ли дело «вертикаль власти» и номенклатурные отношения «наверху»! Однако система национальных и государственных идентичностей – вещь гораздо более прочная, чем любые «вертикали», если они не подкреплены чувством единства. И строится она во многом как раз на этих самых «незначительных», на первый взгляд, мифах и символах.

О мифах и о том, как в ряде регионов, подчас, стремятся преподнести историю, нужно говорить особо. Ведь печальный пример Прибалтики и Украины – перед глазами.

А символы – флаг, гимн, герб (как и наименование местных органов власти «правительствами», а их чиновников – «министрами») всегда играли и играют особую смысловую роль при формировании идентичностей. По сути, национализм и есть набор символов и мифов, воспринимающихся в массовом сознании как некие объединяющие и мобилизующие ценности.

Поэтому исполнение гимна одного из субъектов федерации наряду и наравне с государственным способствует укоренению стереотипа: «мы не граждане России, а граждане Татарстана, мы не россияне, а татарстанцы» (например). Вспомним, что на играх того же «Ак Барса» трибуны расцвечены не «нейтральными» клубными баннерами, а национальной символикой Татарстана (которую копируют и цвета клуба).

И получается, что кроме России, Латвии, Белоруссии, Казахстана играют ещё Татарстан и Башкирия. А ведь нельзя исключать вероятность расширения международного представительства КХЛ, в том числе за счёт команд из «дальнего зарубежья». И тогда уж точно при благодушии и невнимательности российских государственных и спортивных чиновников Татарстан и Башкирия как «суверенные» страны выйдут на мировую арену, пусть пока и ледовую.

Но в отличие от некоторых других, эта проблема легко решаема, хотя бы в силу того же личного ресурса. Стоит сделать один телефонный звонок…

Очень хочется, чтобы на неё должным образом отреагировали президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, президент Континентальной хоккейной лиги Александр Медведев, министр спорта и туризма Виталий Мутко, а если их полномочий вдруг окажется недостаточно, то и Дмитрий Медведев или Владимир Путин.

Ведь хоккей призван нести людям радость. Он не должен превращаться в арену далёких от спорта политических интриг и амбиций. Он должен не разъединять, а объединять всех нас, всю страну. Объединять так, как это было во время Чемпионата мира, завершившегося нашей победой!