Закрыть АвтоВАЗ и раздать помощь уволенным - бред

На модерации Отложенный

Известный экономист называет бредом идею закрыть АвтоВАЗ и раздать госпомощь уволенным сотрудникам.

За первое полугодие 2009 года АвтоВАЗ получил 10 млрд. рублей убытка. Продажа машин по сравнению с тем же периодом прошлого года уменьшилась практически вдвое. Если бы не ссуда в 25 млрд. рублей, полученная от государства, завод мог бы уже к концу июля оказаться банкротом.

Таким образом, весенние обещания премьер-министра Владимира Путина, побывавшего в конце марта в Тольятти и попытавшегося вселить оптимизм в работников самого проблемного, пожалуй, российского предприятия, не находят своего подтверждения.

Не помогают ни закупки отечественных машин для государственных нужд, ни обещания льготных кредитов их «частным» покупателям. Денег у народа и у предприятий мало, а где немного скопили, предпочитают непатриотично взять подержанную иномарку, а не новый ВАЗ.

Обещанное премьером строительство автозавода по сборке «жигулей» на Дальнем Востоке тоже пока дальше разговоров не продвинулось. И это, пожалуй, к лучшему. Тут тольяттинские машины не понятно куда девать.

В общем, как пишет газета «Ведомости», сторонников искусственного продления жизни российского автогиганта не осталось уже даже среди высших чиновников. Все они признают в неофициальных разговорах, что никакие денежные вливания не спасут завод.

Но что делать с ВАЗом? Банкротить его - значит вызывать серьёзные социальные потрясения. 110 тысяч жителей Тольятти из 705 тыс. работают на автозаводе, если считать с подразделениями.

Однако идея о том, что АвтоВАЗ следует «прикрыть», хотя и не сразу и не целиком, а часть выделяемых на его поддержку денег пустить на выплату причитающихся при увольнении пособий его бывшим работникам, высказывается довольно активно. Другую часть высвободившихся средств надо направить на переобучение бывших автосборщиков, считают авторы этой идеи, а также на оплату переезда в другие города тех заводчан, кто захочет сменить место жительства.

В итоге, дескать, и крупных социальных проблем в Тольятти удастся избежать, и прекратится мучительное для всей страны навязывание ей продукции отечественного автопрома.

По поводу этой идеи сейчас высказываются самые разные суждения. Наш корреспондент поинтересовался, каким видит будущее АвтоВАЗа известный российский экономист Михаил Хазин.

«СП»: - Михаил Леонидович, как, по-вашему, надо спасать автозавод и надо ли его вообще спасать?

- Я думаю, следует объявить конкурс на составление стратегического плана для АвтоВАЗа и на менеджмент. И тому, кто предъявит адекватную грамотную стратегию - дать завод в управление. Коли уж он практически государственный.

«СП»: - А вы видите среди российских управленцев и компаний такие, которые его смогут вытащить из сегодняшней ямы?


- Посмотрим. Давайте сначала объявим конкурс.

«СП»: - Государственную помощь при этом надо прекратить?

- Помогать можно в одном-единственном случае: если понятно подо что. Грубо говоря: вот программа. Вот её этапы. Вот деньги, которые нужны. Управляющая компания заявляет: на третьем-четвёртом этапе мы выйдем на самоокупаемость. На четвёртом-пятом начнём приносить прибыль.

«СП»: - Пока не видно таких компаний, даже на горизонте.

А другой вариант - помогать не убыточному предприятию, не собственникам и вообще не «сверху» - а снизу, вам он как? Отдать деньги людям, платить им пособия, помогать искать другую работу.

- Это предполагает закрытие АвтоВАЗа?

«СП»: - Да. По крайней мере, части основных производств. Но люди, как считают авторы этой идеи, могли бы пройти переобучение, переехать, или устроиться на другие тольяттинские предприятия.


- Насколько мне известно, большая часть тех тольяттинских предприятий, которые перечисляют авторы этой идеи, уже не существуют де-факто.

«СП»: - Завод «Тольяттиазот», крупнейший в мире производитель аммиака - его что, тоже нет уже?

- Не знаю, может и есть, но как серьёзная альтернатива он не существует.

«СП»: - А как вам сама эта концепция: помогать не сверху, не через банки и хозяев предприятий - а снизу, давать деньги населению? Чтобы люди могли на пособия пережить кризис.

- Что значит давать деньги населению? Это бессмысленная вещь вообще. Пенсионерам можно давать деньги. А людям надо создавать рабочие места. Вот создайте рабочие места, и не нужно будет «помогать людям». Что за бред такой. У нас экономика или что? Даже при военном коммунизме такого не было.

«СП»: - При военном коммунизме, может, и не было. Однако в современной Западной Европе, в частности в Германии, этот «бред» процветает. Там безработные получают хорошие пособия, на которые можно нормально, по-человечески жить. Если уж не удаётся найти работу.

- Вы знаете, у меня есть сильное подозрение, что очень скоро они перестанут платить хорошие пособия. Потому что денег не будет.

«СП»: - То есть вы считаете, это путь тупиковый?

- Конечно, абсолютно!

Вот этим и хороши российские экономисты. Каждый из них точно знает, как надо спасать страну и какой путь тупиковый. Поставьте рядом восемь отечественных экономистов - и каждый из них убедительно вам расскажет, почему не правы остальные семь.

Справка «СП»

Убытки АвтоВАЗа по итогам прошлого года составили 24,7 млрд. руб. Потери предприятия, по словам специалистов, оказались в несколько раз больше, чем прогнозировалось ранее. «По итогам прошлого года «АвтоВАЗ» должен был стать убыточным. Его потери оценивались в диапазоне от $100 млн. до 200 млн. (по среднему курсу доллара на прошлый год). То, что в итоге убыток производителя составил почти $1 млрд., почти для всех оказалось неожиданным», - замечает аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников.

В нынешнем году «плановые убытки» АвтоВАЗа должны были составить 10 млрд. рублей, однако этот «план» уже выполнен досрочно, за первые шесть месяцев. К концу года по прогнозам экспертов цифра может удвоиться.

При этом зарплаты и бонусы менеджеров высшего звена на «Титанике» отечественного автопрома за последние годы увеличились в несколько раз. Представители новой «московской команды» управленцев получают, по неофициальным данным, ежемесячно от 20 до 70 тысяч евро, не считая премиальных, расходов на автотранспорт, охрану и загородный отдых.