Что спровоцировало новое обострение на Кавказе?

На модерации Отложенный

Сообщения с Северного Кавказа снова стали напоминать боевые сводки: по свидетельствам всех без исключения экспертов, этим летом наблюдается мощная активизация здешнего террористического подполья. Боевики вернулись к тактике резонансных терактов, и список высокопоставленных жертв постоянно увеличивается. За последние месяцы террористы расстреляли главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, тяжело ранили президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, совершили несколько десятков менее громких покушений. На прошлой неделе была застрелена правозащитница Наталья Эстемирова (подробнее об этом читайте на с. 2). Попутно ведётся ставший уже регулярным обстрел колонн федеральных войск - информация об этом поступает со всего Северного Кавказа чуть ли не в ежедневном режиме. В чём причина «террористического обострения» и чего следует опасаться россиянам в ближайшее время, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Пока, по мнению высшего политического руководства страны, правоохранительные органы неплохо справляются с подавлением боевиков на Северном Кавказе. На встрече с и.о. главы Ингушетии Рашидом Гайсановым президент Дмитрий Медведев отметил «неплохие результаты в смысле борьбы с бандитами, которые в лесу сидят». А министр внутренних дел Рашид Нургалиев, говоря об отмене режима контртеррористической операции (КТО) на территории Чечни, отметил, что «в последнее время частота и интенсивность бандитских вылазок в Чечне резко сократились».

Впрочем, эти заявления не очень стыкуются со сводками, приходящими в последние месяцы с Северного Кавказа. Так, в одной лишь Ингушетии, по данным правозащитного центра «Мемориал», за полгода совершено 58 вооружённых нападений на военных и сотрудников правоохранительных органов, в результате которых погибли 37 человек и 79 ранены. В Чечне, где недавно отменили режим КТО, только за минувшую неделю произошёл ряд дерзких нападений. Самое резонансное из них - убийство правозащитницы Натальи Эстемировой. Её похитили утром 15 июля в Грозном, вечером того же дня её тело было обнаружено вблизи села Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии.

Помимо этого в Грозном в минувший понедельник боевики совершили дерзкое нападение на машину «Урал» с сотрудниками УВД Вологодской области. Обстрелы были и в горном Веденском районе. Очевидно, что силовые органы республики не могут обеспечить безопасность даже в столице Чечни. В Дагестане тоже неспокойно - обстрелы колонн, снайперские убийства милиционеров, минная война (об этом читайте на с. 10).

Диверсионная война расползается по всему Северному Кавказу: в ряде районов введён режим контртеррористической операции (Назрановский район Ингушетии, Эльбрусский район Кабардино-Балкарии). В Чечне власти пытаются хоть как-то удержать ситуацию, причём, по сообщениям правозащитников, местные правоохранительные органы вернулись к методам времён войны. С начала этого года в республике стали похищать молодых парней: кто-то из них возвращается избитым, кто-то не возвращается вовсе. Порой жертвами похищений становятся целые сёла. В начале июля родственники пропавших даже устроили митинг в Грозном, требуя прекратить похищения людей.

По всей республике началась травля родственников боевиков: родителей заставляют перед камерами отрекаться от своих детей, им перестают платить пенсии и пособия. Порой происходят демонстративные внесудебные казни подозреваемых в пособничестве террористам и сожжение домов. Обострение противостояния между кадыровцами и боевиками спровоцировал террорист-смертник Беслан Чагиев по кличке Харун, подорвавший себя у республиканского МВД 17 мая. Этот теракт был воспринят чеченскими милиционерами как объявление войны.

При этом тактика запугивания, которую применяют чеченские силовики, имеет зачастую обратный эффект: молодые люди, опасаясь репрессий, уходят в горы. К примеру, только из села Шалажи Ачхой-Мартановского района, по данным «Мемориала», за последнее время ушли восемь человек. Та же картина наблюдается в Ингушетии: репрессии против граждан, применяемые силовиками, лишь способствуют укреплению позиций исламских радикалов.

В общем, неудивительно, что, несмотря на предпринимаемые усилия, сбить активность террористического подполья не удаётся. Вопреки заявлениям официальных лиц ситуация остаётся крайне напряжённой.

Что же именно спровоцировало нынешнее обострение на Северном Кавказе?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Традиционная активизация

Террористическая активность традиционно усиливается с приходом весны. «Летом там всегда больше проявляется так называемая зелёнка, то есть зелёные листья в лесах, горах и на равнинах позволяют подполью, исламистским боевикам, действовать более эффективно и нагло, - говорит военный эксперт Павел Фельгенгауэр. - Поэтому всегда с приходом летнего времени их деятельность усиливается. Усиливается она и сейчас». Растительность скрывает передвижения бандгрупп и препятствует обнаружению их с воздуха. Нередко боевики в холодное время года отсиживаются под видом мирных жителей в своих селениях, выходя на тропу войны с приходом тепла. Помимо «зелёнки» в тёплое время открываются труднодоступные горные перевалы, используемые боевиками. По словам Фельгенгауэра деятельность исламистского подполья на Северном Кавказе продолжится ещё достаточно долгое время. Как ожидает эксперт, в будущем диверсионная война останется примерно на одном и том же уровне с традиционным усилением в весенне-летний период. При этом отмена или введение контртеррористического режима не слишком сильно сказывается на активности боевиков.
Вероятность: 50%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Подготовка к войне

После грузино-югоосетинской войны в августе 2008 года появилась информация о планирующемся усилении террористической войны на российском Кавказе. По имевшейся информации, на территории Грузии и Азербайджана вовсю шла подготовка диверсантов под руководством инструкторов из США и Турции. Крупные операции по дестабилизации обстановки в регионе были назначены на весну 2009 года. Эта информация просочилась в прессу ещё в конце прошлого года. Нынешние события на Северном Кавказе лишь подтверждают прежние опасения. Российские правоохранительные органы недавно подтвердили, что в нынешних терактах просматривается зарубежный след. «В обострении на Северном Кавказе экстремистско-террористической деятельности заинтересованы достаточно безнравственные личности, в том числе и за рубежом», - заявил на минувшей неделе заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Аркадий Еделев. В настоящее время МВД проверяет информацию, согласно которой под чужим флагом одной из стран СНГ в Грузию переброшены 60 боевиков для дальнейшей переправки на Северный Кавказ. Как сообщил г-н Еделев, ожидается увеличение финансирования террористов из-за рубежа. «Доку Умаров ожидал и ожидает 40-50 млн. долларов из Турции на финансирование своей террористической деятельности», - сообщил замминистра. Конечной целью этих действий в правоохранительных органах считают развязывание масштабной террористической войны на всём российском Северном Кавказе. На нынешнем этапе главная задача - посеять хаос и подорвать доверие местных жителей к властям, как местным, так и федеральным.
Вероятность: 35%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Из последних сил

Как уверяет и.о. президента Ингушетии Рашид Гайсанов, правоохранительные органы смогли пресечь резкое обострение ситуации. А то, что происходит сейчас - попытка боевиков отыграться. «По оперативной информации правоохранительных органов, весной этого года незаконные формирования планировали резкое обострение ситуации, - заявил Гайсанов. - Но мы просто опередили, нанесли превентивные удары. Реакция незаконных вооружённых формирований, как видите, соответствующая». Эксперты отмечают, что в последнее время боевики изменили тактику. Если раньше они вели войну по правилам партизанской войны, то сейчас вынуждены спуститься с гор и атаковать в населённых пунктах. Боевики снимают квартиры, устраивают на них базы и при первой возможности совершают нападения. Главной причиной смены тактики аналитики считают резкое уменьшение рядов боевиков: в городе достаточно отряда в три-пять человек. Эта тенденция характерна для всего Северного Кавказа. Судя по сводкам, боевики наносят сильный урон, что свидетельствует о том, что правоохранительные органы не смогли оперативно найти противоядие против новой тактики.
Вероятность: 15%