Доступ к частной переписке сделает ФСБ эффективнее?
На модерации
Отложенный
Перлюстрация корреспонденции одновременно с цензурой введена в России в широкую практику с момента печати книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Количество людей, умеющих писать, ограничивалось тогда 5%. В идеологическом III отделении жандармерии у Бенкендорфа чужие письма читали всего 14 человек. И хватало на всю империю.
К переписи 1913 г. грамотным стал каждый третий. Охранка справлялась, не особо расширившись в штате. Даже несмотря на развитие революционного движения и появившуюся технологию письма молоком с последующим его выпариванием.
Советское государство поставило чтение почты граждан на индустриальную основу. К моменту крушения СССР специальные комнаты досмотра писем и посылок имелись во всех почтовых отделениях. И специальные люди, запершись в этих секретных комнатах, надрывали уголки конвертов, засовывали внутрь тонкую спицу, с помощью которой письмо сначала доставалось наружу, а затем упаковывалось обратно.
И вот теперь, в современной России, после того как провайдеров интернета заставили за свой счет подключить спецслужбы к электронной почте граждан, обычную почту вновь обязали иметь во всех отделениях специальные комнаты. Да еще вести электронный учет всех производимых операций - для удобства работы оперативных сотрудников. Кто будет за это платить, министр связи Щеголев, издавший приказ о перлюстрации, не пишет.
В Белоруссии, например, вопрос оплаты решили просто: население уже два года как само оплачивает расходы на чтение их писем. Называется это таможенным контролем - проходят письма и посылки через таможню, их вскрывают, читают, осматривают, запечатывают и прямо к посланию клеят счет за операции на таможне. Цена около доллара.
Вообще-то, кажется, и Минсвязи, и спецслужбы живут в параллельном мире. Почему Бенкендорфу хватало 14 человек? Они читали только тех, кто интересовал их по донесениям агентуры. А таких было совсем немного. Эффективность спецслужб обеспечивается не массовым охватом, а точным знанием источников опасности. В первую очередь это относится к терроризму и коррупции. Таких людей тоже не миллионы, и вскрывать их почту вполне можно и по санкции суда - мороки много не будет.
Время внесло большие коррективы в практику. Кто сегодня пишет письма? Старушки по старой памяти. Остальной массив - официальная переписка банков с клиентами, организаций и госорганов всех мастей. Через пару лет все население перейдет на электронную почту поголовно.
В Австрии давно уже ликвидировали телеграф - нет клиентов. Какие массовые угрозы хотят пресечь спецслужбы на почтовом канале? Все серьезные преступники давно плюнули на почту как средство связи.
Зато бурно развивается внутренняя и особенно международная интернет-торговля с помощью почтовых отправлений. В Россию через почту приходят миллионы заказанных за рубежом компакт-дисков с программами, музыкой и фильмами, майками и постерами, духами и мелкой техникой. Регулируется этот поток обычными таможенными законами. Поток этот будет нарастать. И выловить в нем криминал (например, наркотики) случайной выборкой невозможно уже сегодня. А если вскрытие посылки не случайное, а по наводке, то, что мешает операм опять-таки взять санкцию суда?
История с допуском органов к почте без судебной возни сродни истории Росфинмониторинга, который обязали было поначалу охватить взором все финансовые потоки и искоренить нелегальные. Для надежности и всеохватности решили следить за всеми сделками свыше 600 000 рублей (стоимость бюджетной машины по госпрограмме поддержки автокредитования). Не имея своих специалистов, банки просто завалили ведомство миллионами проводок. Ведомство заклинило. Что будет с ФСБ, если почтмейстеры завалят ее своими амбарными книгами учета, в которых каракулями и с ошибками записаны адреса и фамилии? Я тут недавно пытался обнаружить следы посылки, что потерялась на Главпочтамте, мне вручили несколько увесистых тетрадей, испещренных бессистемными записями... Не нашел.
Так что работать надо уметь в рамках существующей Конституции. Она не мягче испанской. Но уже через 2 часа после взрыва на вокзале Мадрида их спецслужбы установили основных участников теракта по данным о телефонных звонках в районе вокзала. И это притом, что для покупки SIM-карты в Испании не надо было предъявлять паспорт, вообще ничего не надо было предъявлять - только деньги... Так что там нет никаких баз учета. Зато есть профессионализм.
Тем временем
Когда верстался номер, стало известно о том, что Минсвязи было вынуждено выступить с разъяснениями. Директор департамента госполитики в области СМИ Екатерина Ларина в интервью «Эхо Москвы» назвала скандальный приказ «рабочим моментом», направленным на облегчение работы оперативников, при этом, по ее мнению, документ никак не входит в противоречие с законами РФ, предполагающими санкцию суда для вскрытия личной корреспонденции.
Комментарии
То ли скандалы публика любит, то ли народ настолько пуганый, что любой гадости от властей ожидает.
Народ пуганный, а если хочется устроить сенсацию - на этом страхе можно сыграть.
А таможне все трын-трава.
И вообще, интересно, кто же это у нас письма стремного содержания по почте отправляет?