Nabucco: транзитеры множатся, поставщики убывают

На модерации Отложенный

Подписанное в Анкаре 13 июля главами правительств Турции, Австрии, Венгрии, Болгарии и Румынии соглашение о реализации проекта строительства газопровода «Набукко» стало очередным шагом на пути реализации навязчивой идеи руководства Европейского союза и ряда государств Восточной Европы и бывшего СССР об энергетической изоляции России. Складывается впечатление, что для ряда государственных деятелей и чиновников политические декларации по-прежнему оказываются важнее финансовых выгод и экономической целесообразности.

Проект «Набукко» предполагает транспортировку природного газа в европейские страны в обход России - через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. При этом он должен стать продолжением уже существующего газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. Архитекторы «Набукко» по-прежнему планируют начать строительство нового газопровода в 2010 году, а осуществлять поставки газа по нему с 2014 года.

Соглашения в Анкаре призваны были стать шагом вперёд в реализации договоренностей по «Набукко», достигнутых на энергетическом саммите в Праге в мае 2009 г. Тогда в рамках учредительного саммита программы Евросоюза «Восточное партнёрство» была подписана политическая декларация, в которой говорится, что участвующие в проекте страны-члены ЕС, страна-кандидат Турция и бывшие среднеазиатские республики СССР предпримут все необходимые усилия для того, чтобы «до июня 2009 года» подписать межправительственное соглашение по «Набукко». Однако свои подписи под документом не поставили страны, призванные наполнять будущий газопровод - Узбекистан, Казахстан и Туркмения. Ещё один потенциальный поставщик газа - Иран - вообще не был приглашён на саммит.

На этот раз в Анкаре картина повторилась - участие в церемонии подписания соглашения по «Набукко» приняли лишь потенциальные транзитёры, но не поставщики. Более того, за прошедшие после Пражского саммита два с лишним месяца ситуация для архитекторов «Набукко» дополнительно осложнилась. Российский «Газпром» в конце июня подписал с Государственной нефтяной компанией Азербайджана соглашение о перспективных закупках азербайджанского газа, в результате которого Баку объективно не может рассматриваться в качестве серьёзного участника проекта «Набукко». Именно азербайджанский газ должен был стать ключевым источником для наполнения трубы «Набукко», рассчитанной на ежегодную перекачку, транспортировку 31 миллиарда кубометров газа.

В сложившейся ситуации - учитывая также непредсказуемость Туркмении и сохраняющийся кризис в отношениях Запада с Ираном, документы, подписанные в Анкаре, не только лишены реального наполнения, но и сулят своим авторам растущие финансово-экономические убытки. Более того, уже сейчас стоимость реализации проекта возросла более чем в полтора раза по сравнению с первоначальными расчетами, достигнув 8 миллиардов евро.

Очевидно, что, подписывая документы по «Набукко», Болгария, Венгрия и другие страны не в последнюю очередь рассчитывают на транзитные платежи, инвестиции, целевые программы Евросоюза и прочие сопутствующие источники пополнения своего бюджета. Однако именно здесь, по имеющейся информации, правящие элиты Софии или Будапешта может поджидать главное разочарование.

Беседы автора этих строк с представителями ЕС и международных финансово-экономических структур позволяют сделать вывод о том, что финансирование работ по «Набукко» должны будут оплачивать в основном именно те страны, по территории которых будет проложена труба - причём, естественно, до поступления каких-либо транзитных платежей. Что же касается участия ЕС и европейских финансовых институтов, то оно будет определяться в Брюсселе и других мировых столицах, исходя из собственных экономических интересов и ситуации в мировой экономике, которая оставляет желать много лучшего.

На прямые вопросы о том, какова будущая доля участия ЕС в реализации проекта «Набукко» не на бумаге, а на местности, европейские чиновники на условиях анонимности отвечают, что сам по себе этот проект должен стать одним из финансово-бюджетных приоритетов заинтересованных стран, поскольку поможет им ощутить себя частью «единой Европы» и внести свой вклад в обеспечение ее энергобезопасности. Иными словами - далеко не богатым восточноевропейцам будет предложено оплачивать из своего кармана геополитические прожекты или, вернее, миражи чиновников Брюсселя и Вашингтона. Причём США явно отводится особая роль: не случайно они были представлены в Анкаре на уровне спецпредставителя госдепартамента по вопросам энергетики в Евразии Ричарда Морнингстара и активиста сенатского комитета по международным делам Ричарда Лугара - известного критика России.

В вопросе финансовых затрат по линии собственно программ ЕС собеседники автора этих строк единодушны: подобные решения принимаются на уровне Еврокомиссии и её профильных подразделений на основе консенсуса. И вряд ли, скажем, занятые своими проблемами Испания и Португалия или не сомневающиеся в выгодности сотрудничества с Россией и «Газпромом» Германия и Италия согласятся оплачивать за счёт своих налогоплательщиков-избирателей экономически несостоятельные проекты только для того, чтобы поставить палки в колеса российским «Северному потоку» и «Южному потоку».

Справедливости ради следует отметить, что среди участников проекта «Набукко» явно растет понимание бесперспективности данного начинания в том виде, в каком он изначально предполагался - то есть без России. Не случайно премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на церемонии подписания соглашения в Анкаре, выразил надежду на участие России, а также Ирана, в реализации «Набукко»: «Мы выступаем за присоединение к проекту Ирана, когда это позволят условия, а также надеемся на участие в нем России». Да и вышеупомянутый Ричард Морнингстар сделал красноречивое признание: «Мы хотим, чтобы Россия участвовала в проекте как партнёр, и можем передать ей предложение о поставках газа в рамках «Набукко». Дело, как говорится, за малым: признать несостоятельность всего проекта, муссирующегося с 2002 года, и сосредоточить усилия на действительном сотрудничестве с Россией в деле обеспечения энергобезопасности всей Европы - а не только чиновников и сценаристов новых «холодных войн».