Рубль – это бумажная версия нефти

На модерации Отложенный

Есть два фактора, влияющие на неопределенность российской экономики: состояние мировой экономики и цена на нефть. Наша модель сейчас показывает минус 6% ВВП в 2009, но если учтем данные за май, то, думаю, будет минус 7%. Второй фактор неопределенности – будет ли вторая волна банковского кризиса. Мы совершенно не знаем, какой уровень плохих долгов. Говорить об этом экспертам не рекомендуется, и в этом есть рациональное зерно: чтоб не сеять панику.

Если уровень 10%, то у правительства хватит денег, если 30%, – то не хватит. Пока ситуация выглядит так, будто она под контролем, но точно даже в банках не знают, как на самом деле обстоят дела. Эти факторы неопределенности, которые мы не понимаем, поэтому прогнозировать трудно.

Средний сценарий – в этом году заметное падение, в следующем около нуля. Российский рубль – это бумажная версия нефти. Какая нефть, такой и рубль.

И странно в нынешней ситуации распределяется помощь экономике. Посмотрите на антикризисную программу на сайте правительства. Деньги на поддержку «АвтоВАЗа» и ГАЗа больше, чем все, что тратится на поддержку малого бизнеса и безработных. Так что приоритеты видны. Государственный капитализм, он же социалистический капитализм, в России не предусматривает банкротства предприятий, а только банкротство всей системы в целом.

Кроме того, для эффективной антикризисной политики нужен независимый ЦБ, а у нас de facto ЦБ зависим от правительства.