На Лубянке надлежит сжигать книги еретиков
На модерации
Отложенный
Уже можно прекратить многолетние споры о том, что должно быть на месте снесенного в Москве памятника Дзержинскому на Лубянской площади. Проблема решается просто и в духе современности – на Лубянской горке следует сжигать книги еретиков. Коли Россия пятится в свое историческое прошлое, то стоит ли останавливаться на эпохе ГУЛАГа и на «эффективном менеджере» Сталине? Не вернуться ли уж прямо в XV век, когда в «кострах тщеславия» воители церкви сжигали светские книги, музыкальные инструменты и даже парфюмерию?
Сегодня в России уничтожают книги. Нет более наглядного свидетельства варварской сущности государства, чем узаконенное уничтожение книг. Войну можно оправдать защитой суверенитета, репрессии – борьбой с преступностью, социализм – заботой о всеобщем благе. Уничтожение книг – это мракобесие в чистом виде, не прикрытое фиговым листком благопристойности и возвышенных политических соображений.
ФСБ России сообщило на днях Движению за права человека (в ответ на запрос Льва Пономарева), что изъятый в 2003 году тираж книги Александра Литвиненко и Юрия Фельштинского «ФСБ взрывает Россию» в связи с закрытием уголовного дела уничтожен. Только сейчас ФСБ сообщило, что дело было закрыто еще 16 января 2007 года из-за смерти главного обвиняемого Александра Литвиненко. А начато оно было 20 июня 2003 года по признакам преступления, предусмотренного частью 1 ст. 283 УК РФ – «Разглашение государственной тайны». Государственная тайна, по мнению ФСБ, разглашалась как раз в книге «ФСБ взрывает Россию». Авторы убедительно доказывали, что взрывы жилых домов в 1999 году в Москве и Волгодонске, а также попытка подрыва дома в Рязани были организованы и исполнены органами ФСБ. Старая история, о которой много написано и в которой еще не поставлена точка.
То, что добытые бывшим подполковником ФСБ Александром Литвиненко данные о преступной роли ФСБ квалифицировались как государственная тайна, выводило ФСБ на чистую воду. Понятна и реакция властей – судебными мерами пресечь распространение разоблачительной книги. Однако судить авторов было бы непросто. И потому, что оба находились в эмиграции; и потому, что суд над ними превратился бы в попытку оправдания ФСБ, к тому же попытку, скорее всего, неудачную. В 2006 году Александра Литвиненко убили в Лондоне, подмешав ему в чай радиоактивный полоний-210. Спустя несколько месяцев уголовное дело закрыли.
Однако у книг своя жизнь. Уже давно убит автор, а ФСБ и по сей день приходится объяснять судьбу тиража его книги. История же изъятого тиража такова. В 2003 году московское правозащитное информационное агентство «ПРИМА» заказало в Латвии тираж книги «ФСБ взрывает Россию». Транспортная фирма из Пскова подрядилась привезти товар в Москву. Транспортные услуги и стоимость тиража книги (167 тыс. рублей) были агентством «ПРИМА» предварительно оплачены.
Вечером 28 декабря 2003 года из Пскова в Москву выехала автомашина, именуемая в просторечии «Бычок», с тиражом, который был со всеми необходимыми таможенными формальностями привезен из Латвии. Водитель ехал всю ночь и к утру 29 декабря был в Москве. В половине десятого утра у развязки Волоколамского шоссе и МКАДа машину остановил для проверки инспектор дорожно-патрульной службы. Товар осмотрели, оказалось – книги.
«Были обнаружены литературные издания, содержащие, на наш взгляд, политическую подоплеку, в следствии чего я посчитал нужным передать данную а/м для дальнейшего выяснения о происхождении груза сотрудникам ФСБ», – напишет позже в своем рапорте инспектор милиции Буревич.
Сотрудники ФСБ были тут как тут. Провели обыск, в постановлении на который было указано, что проводится он в целях изъятия партии книг А.В. Литвиненко «ЛПГ – Лубянская Преступная Группировка» и «ФСБ взрывает Россию», а также сопроводительных документов к ним. Было изъято 4 тыс. 376 экземпляров книги Александра Литвиненко и Юрия Фильштинского «ФСБ взрывает Россию». Все это упаковали в 23 коробки, 19 холщовых мешков и еще несколько пачек связали бечевкой. Затем все упакованное опечатали печатью Управления Собственной безопасности ФСБ России. Шофера, которому сотрудники ФСБ сказали, что он вез антигосударственную пропаганду, отпустили, и он счел за благо поскорее вернуться в Псков. На вопросы агентства «ПРИМА» о судьбе товара он отвечал невразумительно, а вскоре и вовсе перестал подходить к телефону.
Книги были приобщены в качестве вещественного доказательства к уголовному делу о разглашении государственной тайны. И не один экземпляр, который можно принести в суд для доказательства вины подсудимых, а все 4376.
Через месяц меня как главного редактора ПРИМЫ и заказчика тиража вызвали на допрос в Следственное управление ФСБ в Лефортовской тюрьме в Москве. Старший лейтенант следственного управления Александр Васильевич Сойма очень интересовался происхождением тиража, где его печатали, кто оплачивал, где собираемся распространять и т.д. По старой привычке я отказался отвечать на все вопросы – не потому, что здесь была какая-то тайна, а просто потому, что мне это не нужно. Впрочем, отступив от правил, я предложил ему компромисс: мои показания в обмен на откровенное интервью с начальником следственного управления ФСБ или, на худой конец, с ним самим, следователем Соймой. Вопрос он мне для своего протокола, вопрос я ему для нашего агентства – справедливо. Он посмотрел на меня ошарашено, и отказался. На том и расстались. На прощание я пообещал рассказать содержание допроса журналистам. Сойма в ответ пообещал привлечь меня к уголовной ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний и разглашение данных предварительного следствия. Я свое слово сдержал, он почему-то нет.
Тираж книги, разумеется, жалко. Возникал вопрос об обращении в суд за возвращением тиража или компенсацией затрат, но это оказалось технически трудновыполнимо. Агентство «ПРИМА» в 2004 году прошло перерегистрацию, и прежнее юридическое лицо перестало существовать. А в новом, к сожалению, не было оговорено правопреемство.
Говорят, во время «костра тщеславия» 7 февраля 1497 года во Флоренции художник Сандро Боттичелли, то ли поддавшись обаянию ревнителя церковной чистоты Джироламо Савонаролы, то ли из страха перед Инквизицией, сам бросил в огонь несколько своих полотен. Дабы избежать повторения подобной ситуации – добровольного участия в мракобесии или стороннем наблюдении за ним – надо было бы переиздать и распространить в нашей стране книгу «ФСБ взрывает Россию». Невзирая на недовольство и угрозы ФСБ.
Сегодня вопрос переиздания в России книг Александра Литвиненко – главным образом, финансовый. Когда-то издание книг «ФСБ взрывает Россию» и «Лубянская преступная группировка» финансировал «Фонд гражданских свобод», основанный на Западе Борисом Березовским, о котором любят вспоминать много плохого и забывать много хорошего. Сегодня этого фонда в России нет. На то, что кто-то согласится вложить свои деньги в предприятие, связанное с таким финансовым и политическим риском, надежд не очень много. Но все-таки они есть.
Комментарии