США – мировой лидер навсегда
На модерации
Отложенный
«Америка будет всегда оставаться мировым лидером», - таков был лейтмотив речи госсекретаря США Хиллари Клинтон, с которой она выступила в среду в вашингтонском совете по международным отношениям. Эту речь госдеп заранее разрекламировал как «программную». Большей частью, очевидно, для того, чтобы привлечь внимание публики к Хиллари Клинтон, которая около месяца находилась как бы в тени от большой политики. Это было вызвано тем, что 17 июня 62-летняя Клинтон, торопясь на встречу в Белый дом, упала на его ступеньках и сломала правую руку в локтевом суставе. В результате она пропустила ряд важнейших международных событий, в том числе заседание Совета Россия - НАТО, состоявшееся на греческом острове Корфу, российско-американские переговоры на высшем уровне в Москве, саммит «восьмерки» в итальянской Аквиле. В это время Клинтон на внешнеполитическом поприще США явно стремился подменить вице-президент Джо Байден, несколько раз демонстрировавший свой жесткий подход к мировым делам.
Выход «из тени» Хиллари Клинтон явно удался. «Госсекретарь очень напористо обрисовала концепцию перемен в нашей внешней политике», - заявил, комментируя ее речь, официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс. При этом он назвал «глупыми вашингтонскими играми» раздающиеся заявления о том, будто между президентом США Бараком Обамой и его госсекретарем Хиллари Клинтон существует «какой-либо раскол или разногласия». По словам Гиббса, президент США очень сильно полагается на своего госсекретаря. «Она играет чрезвычайно важную роль в выработке и осуществлении внешней политики, которая изменяет наш имидж в мире», - добавил представитель Белого дома.
Что касается речи Хиллари Клинтон, то в ней она подвела итоги первых шести месяцев внешней политики администрации президента Обамы и сформулировала подходы госдепа к реализации приоритетов США на международной арене. Так, госсекретарь подчеркнула, что глубоко заблуждаются те, кто видит в нынешнем экономическом кризисе признаки заката мощи Америки: «Вопрос не в том, - сказала Клинтон, - может ли и будет ли наша страна лидером, а в том, как она будет выполнять свою лидирующую роль в XXI веке. Застывшие идеологии и старые формулировки не подходят. Наш подход к внешней политике должен отражать современный мир, а не тот, каким он был в прошлом. Бессмысленно брать на вооружение концепцию державности XIX века или стратегию баланса сил XX столетия. Мы не можем вернуться к политике сдерживания времен «холодной войны» или к обособленности и одностороннему принятию решений».
Мы обязаны признать непреложные факты, определяющие сегодня наш мир, считает Хиллари Клинтон. Во-первых, ни одна страна не может единолично решать мировые проблемы.
Они слишком сложны. Во-вторых, глобальные угрозы одинаковы для всех стран, а потому их преодоление требует объединения интересов и действий мирового сообщества. В этой связи команда Обамы, по словам Клинтон, приступила к укреплению ухудшившихся в последние годы отношений с американскими надежными партнерами. Это означает улучшение двусторонних отношений в Европе, более продуктивное сотрудничество с Евросоюзом, обновление
НАТО. «НАТО - величайший альянс в истории. Однако он был создан в годы «холодной войны». Новое НАТО - это демократическое сообщество почти миллиарда людей, живущих на территории от Балтики на востоке до Аляски на западе. Мы пересматриваем стратегическую концепцию НАТО для того, чтобы она соответствовала требованиям нынешнего столетия», - отметила Клинтон.
США намерены уделить особое внимание поощрению крупнейших стран мира - Китая, Индии, России и Бразилии, а также Турции, Индонезии и Южной Африки, - с тем чтобы они были полноправными партнерами в решении глобальных вопросов. Все эти государства играют жизненно важную роль в разрешении общих проблем и в продвижении наших общих приоритетов, включая нераспространение оружия массового уничтожения, борьбу с терроризмом, экономическое развитие и предотвращение изменений климата. Стремясь к взаимопониманию с этими странами, США при этом будут твердо придерживаться своих принципов.
Хиллари Клинтон подтвердила, что намерена осенью текущего года нанести визит в столицу России для продвижения работы двусторонней президентской комиссии, решение о создании которой было принято на прошлой неделе президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой на саммите в Москве. Точных сроков своей поездки в Москву она не обозначила, подчеркнув лишь, что ее целью является углубление дипломатических усилий, основанных на диалоге и многосторонности.
Значительное место в речи Клинтон было отведено Ирану. В частности, она отметила, что перспектива появления у Ирана ядерного оружия для США неприемлема. С точки зрения США, создание Тегераном собственных ядерных вооружений стало бы «огромной угрозой для региона», а также для государств, находящихся «за его пределами». При этом Клинтон заявила, что власти США сохраняют готовность к прямому двустороннему диалогу с Ираном, о которой объявили несколькими месяцами ранее. У Тегерана есть лишь ограниченное время на то, чтобы принять предложение Вашингтона о начале такого диалога, направленного прежде всего на урегулирование ядерной проблемы Ирана, предупредила Клинтон. В случае же отказа Тегерана от поддержки данной инициативы Вашингтона США будут добиваться дальнейшего ужесточения международных санкций против Ирана, подчеркнула шеф американской дипломатии.
Комментарии
Мы обязаны признать непреложные факты, определяющие сегодня наш мир, считает Хиллари Клинтон. Во-первых, ни одна страна не может единолично решать мировые проблемы. Они слишком сложны. Во-вторых, глобальные угрозы одинаковы для всех стран, а потому их преодоление требует объединения интересов и действий мирового сообщества. В этой связи команда Обамы, по словам Клинтон, приступила к укреплению ухудшившихся в последние годы отношений с американскими надежными партнерами. Это означает улучшение двусторонних отношений в Европе, более продуктивное сотрудничество с Евросоюзом, обновление НАТО".
Тогда и комментировать нечего.
Этому Америка уделяла, уделяет и будет уделять в дальнейшем \"особое внимание\". Кто б сомневался.