Что стоит за Кундузом

На модерации Отложенный

В Афганистане и вокруг него, кажется, раскручивается новая скандальная история. Причем весьма жуткая по содержанию и внушительная по числу попавших в нее жертв.
Изумленным потребителям мировых новостей, видимо, предстоит вникнуть в детали трагических событий конца 2001 года, связанных с действиями бывшего Северного альянса, одним из лидеров которого был генерал Абдул Рашид Дустум. Сейчас, по имеющимся сведениям, он вместе с семьей проживает в Турции, но при этом остается активной политической фигурой в Афганистане на фоне приближающихся президентских выборов.
Началось с того, что президент Соединенных Штатов Барак Обама решил начать расследование обстоятельств расправы над несколькими сотнями (говорят даже о тысяче) пленных боевиков движения «Талибан» в районе города Кундуз. В свое время об этом что-то писали, но без приведения конкретных фактов. Потом этот эпизод вообще незаметно растворился в массе статей и комментариев на афганскую тему. Первой реакцией самых нетерпеливых комментаторов на заявление американского президента стало предположение о том, что главным объектом расследования станет генерал Дустум, который связан заключенным весной политическим союзом с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Дескать, показав его причастность к убийству пленных, следствие рикошетом сильно заденет Карзая, который пытается демонстрировать независимую от США политику и сейчас довольно уверенно возглавляет предвыборную кампанию. При помощи этой «шайбы дискредитации», вброшенной на электоральное поле, соотношение сил, мол, вполне может измениться в пользу соперников.
Такую версию, однако, подвергают сомнению наблюдатели, серьезно занимающиеся афганской тематикой.

В частности, Андрей Серенко, представляющийся в своих публикациях как эксперт Центра изучения современного Афганистана. В первую очередь он указывает на то, что «американская администрация, стремящаяся максимально контролировать ход нынешних президентских выборов в Афганистане, заинтересованная в предельно спокойном и предсказуемом прохождении августовского электорального испытания, не была до сих пор замечена в попытках дополнительно раскачать социально-политическую ситуацию в Афганистане».
К тому же, полагает Серенко, Вашингтон дорожит политическим ресурсом Дустума, который является эффективным инструментом влияния на социально-политическую ситуацию не только в Афганистане, но и в Центрально-Азиатском регионе в целом. По его мнению, маловероятно, что американцы (и их союзники турки) пожертвуют авторитетом узбекского генерала ради пока еще сомнительных политических дивидендов, связанных с раскапыванием массового талибского захоронения в Кундузе.
Эмигрантский статус Дустума американцы считают полезным для себя и в плане укрепления той афганской политической системы, которую они пытаются создать по своему проекту. А этот проект предусматривает пересмотр стратегии на «пуштунском направлении», то есть формирование позитивного диалога между Кабулом, пуштунскими лидерами и американской военной администрацией.
Поэтому решение Барака Обамы «расшевелить» историю кундузской расправы 2001 года вернее будет рассматривать как более тонкую интригу, причем направленную не только на оптимизацию отношений между ведущими политическими силами Афганистана, но и на решение определенных внутриамериканских проблем.