Армия: стоять, бояться!

На модерации Отложенный

Сокращение срока службы солдат-«срочников» с двух лет до года, вопреки ожиданиям, не сильно повлияло на общую ситуацию в вооруженных силах. По-прежнему велико число случаев неуставных отношений, принуждения к контрактной службе, побегов и суицидов.

Правозащитник Юлий Рыбаков несколько лет назад назвал российскую армию «злокачественной опухолью». «Все в ней пока, как в обществе: несогласным достается расправа, согласным - унижение...», - констатировал он. С тех пор, с точки зрения руководителя организации «Солдатские матери» Эллы Поляковой, ситуация только ухудшилась.

Типичные ловушки

«Демографическая «яма», в которую угодила страна, мягко говоря, не способствует сокращению призыва. Военная реформа захлебнулась, а коррупция, напротив, процветает, - заявляет Элла Полякова. - Единицам удается реализовать право на альтернативную службу. Обещания «сладкого» года службы не оправдываются, ребят подстерегает «ловушка» - контракт. Семьи, что побогаче, и те, что со средним достатком, стремятся откупиться. Чаще всего приходится помогать самым бедным и слабым...».

Угодить в армейские ряды несложно, а дальше - как повезет: либо пан, либо пропал. Показательна история облавы (иначе не назовешь) Антона Шохина. 9 июня его, спящего, застали врасплох в квартире матери - избили, скрутили, застегнули на запястьях наручники, в трусах и майке стащили вниз по лестнице... «В военкомате я заявлял, что отказываюсь проходить медкомиссию, и каждый врач при этом признавал меня годным, - говорится в обращении молодого человека к правозащитникам. - Когда мать принесла одежду, я резко кинулся к выходу. Меня пытались догнать, но неудачно...».

В начале июня у одного из призывных пунктов Приморского района «Солдатские матери» организовали пикет «За соблюдение прав призывников» (районная администрация акцию не согласовала, сославшись на нарушение сроков подачи заявки). Причиной послужило то, что правозащитникам в большом количестве поступали письма об облавах на молодых людей призывного возраста - на улицах, в студенческих общежитиях, дома.

Примеров такой «охоты» немало. По словам Поляковой, «события весеннего призыва (кстати, продленного до 15 июля, хотя к концу июня уже призвано более 305 тыс. запланированных новобранцев из разных российских регионов) иначе, чем гражданской войной военных с обществом, невозможно назвать».

«В очередной раз сработала давно известная модель современного рабства: по сути, людей незаконно похищают - примером тому могут служить массовые облавы на студентов. И то, что происходит на территории воинской части, в большинстве случаев - тайна «за семью печатями»», - считает она. - Берут в армию всех без разбора, независимо от состояния здоровья. Только что нам стало известно об очередном таком случае: годным признан мальчик, у которого отсутствуют фаланги пальцев на ноге».

Беглецы

Некоторые новобранцы, не выдержав издевательств, сбегают. Их ловят. Например, после месяца службы сбежал из военной части 02511 под Выборгом 18-летний Артем Дога. Этот призывник из Псковской области не выдержал жестоких побоев. А ведь парень мечтал о военной карьере...

Судя по звонкам, поступающим на горячую линию «Солдатских матерей», он - не единственный. С начала лета, как утверждают в организации, часть покинули четверо «срочников», еще не успевших принять присягу.

Руководство Ленинградского военного округа поспешило опровергнуть информацию о «массовом исходе» солдат. Признается лишь факт побега двоих (один из них в часть вернулся).

13 июня там же, под Выборгом погиб (упал с балкона второго этажа гарнизонного госпиталя) 22-летний военнослужащий Ринат Гокаев, призванный из Дагестана и прослуживший в армии полгода с небольшим. После такого же срока пребывания в армии в этой военной части совершил самоубийство Антон Гречко - 25-летний военнослужащий из Петербурга.

Перед смертью он написал записку, которая сейчас находится в военной прокуратуре...

«Отстоять права пострадавших при существующей судебной системе очень сложно - четыре дела, к сожалению, связанных со смертью военнослужащих, нами направлены в Европейский суд. Очевидно, что многочисленные ЧП - система. Способствует армейскому беспределу и реформирование системы образования. Армейские ряды пополняются не сдавшими ЕГЭ потенциальными «срочниками», а также за счет того, что результаты единого госэкзамена действительны только год. Создается впечатление, что эта реформа заказана Минобороны», - считает Элла Полякова.

Сбои происходят в головах

По информации BBC, мировое сообщество взволновано вестью о том, что научная организация министерства обороны Австралии (Defence Science and Technology Organisation) в сотрудничестве с США объявилаконкурс на разработку нового поколения военных роботов. Дистанционное управление, считают изобретатели, поможет сократить число потерь.

Такие роботы стоят дорого (бюджет проекта составляет $1,6 млн), и в ближайшее время вряд ли «приступят к службе». Но ученые уже всерьез обеспокоены тем, какой будет система принятия решений, и кто ответит за возможный сбой искусственного интеллекта. Тем более, что такие сбои случались. Например, в 2007 году в ЮАР из-за ошибки в управлении боевыми машинами были убиты 9 невражеских солдат, еще 14 военных ранены.

В России - другая беда: сбои чаще всего происходят в головах, и именно с этим связаны человеческие потери. Для пострадавших от подобных сбоев полезна информация: традиционно в 18 часов по средам и в 11 - по субботам в организации «Солдатские матери» (улица Разъезжая, 9) проходит Школа Прав человека. Предупрежден - значит, вооружен!

На днях в гостях у «Солдатских матерей» побывала делегация из Германии. Йосеф Стейнбуш, активно поддерживающий «Упсала-цирк», интересовался ситуацией в российской армии и признавал, что если бы давно, в 60-х годах, у него было право на альтернативную службу на пользу обществу, он принял бы такое решение.

Известно, что это право Европе досталось непросто - молодые люди подчас шли в тюрьмы, доказывая, что альтернатива необходима. Теперь о такой возможности заявили и российские власти, но доказать это военной системе, с одной стороны, нацеленной на выполнение плана призыва, а с другой - коррумпированной, можно лишь в исключительных случаях.

Не боевые потери

По информации Генштаба, 7100 призывников от военной службы уклонились, а каждый третий оказался недостаточно здоров. Официальные данные свидетельствуют о том, что более 30% прошедших медкомиссию молодых людей не призваны в армию или признанны ограниченно годными по состоянию здоровья.

А в армейских рядах, между тем, неспокойно. Как заявил на одном из последних заседаний Главной военной прокуратуры руководитель этого ведомства Сергей Фридинский, виновники каждого четвертого зафиксированного в армии преступления - офицеры, причем треть из них так или иначе связана с коррупцией. Правда, есть и такие, которые сами пытаются противостоять беспределу. Но это, скорее, исключение из давно заведенных правил.

В течение последних 3,5 лет свели счеты с жизнью более 2530 солдат. По официальным данным Минобороны РФ, в 2008 году так называемые «не боевые потери» составили 425 человек. За тот же период офицеры Вооруженных сил совершили 4159 преступлений.

С начала 2009 года от неуставных отношений в армии пострадали более 1,5 тыс. человек. По данным военной прокуратуры, к середине июня в российской армии погибли 158 человек, причем 83 из них совершили самоубийство (для сравнения: в 2007 году за тот же период, как свидетельствуют официальные данные, свели счеты с жизнью 65 человек).