Православные волки-байкеры с пивом и голой грудью

На модерации Отложенный

Православный Рунет снова как встревоженный улей. Никак не может благочестивое собрание привыкнуть к методам нового Патриарха, все еще бьется в тщетных судорогах отторгнуть новое, прогрессивное, пришедшее в Церковь и захлестнувшее ее. Казалось бы, столько уже было писано и говорено про \"фривольные\" замечания Патриарха о сексе как \"полноте жизни\", о благословениях на \"плотские отношения\" в Великий пост, о разных других вольностях и модернизациях… Так нет, прицепились к двум обнаженным девушкам, въехавшим на спинах православных байкеров освобождать изнывающий под пятой украинского оккупанта Севастополь. И пошло-поехало.

Сначала – для непосвященных – обрисуем диспозицию. Как все помнят, одним из ключевых моментов предвыборной кампании митрополита Кирилла в декабре-январе был \"миссионерский прорыв\". Дескать, не стоит РПЦ МП оставаться в \"культурном гетто\", на социальных обочинах, надо выйти \"на стогны града\", войти в разные субкультуры, чтобы быть православным \"стало модно\". Уже через пару недель после интронизации Патриарх встретился с молодежью воцерковленной (ей он и сказал про \"полноту жизни\";), а спустя три месяца – с невоцерковленной, на специально подготовленном стадионе. Там Кириллу представили Хирурга – предводителя байкерского объединения \"Ночные волки\", которому Патриарх долго и горячо жал руку, благословляя на труды праведные. Дело в том, что Хирург этот, невзирая на брутальный, несколько пугающий образ (во многих храмах, войди он туда без предупреждения, он мог бы наделать серьезный переполох), весьма близок к Кремлю и знаком лично с Национальным Лидером. Собственно, поэтому байкерское движение под предводительством Хирурга и оказалось в Севастополе с тысячью российских флагов, речевками в духе \"Не отдадим Севастополь\" и \"Возродим империю\". Разумеется, все это благословил и Патриарх, тем более что часть байкеров духовно окормляет лейб-миссионер Его святейшества протодиакон Андрей Кураев.

Преодолев почти две тысячи километров, под занавес Петрова поста грозно грохочущая кавалькада освободителей, не встречая ни малейшего сопротивления трусливых украинофашистов, победно вошла в оккупированный Севастополь. Разумеется, город был мгновенно освобожден. Восторженные севастопольцы вышли на улицы города приветствовать героев – посланцев великой Москвы. Среди встречавших, правда, не было архиерея и даже местного духовенства Московского патриархата. Но разве это важно? На колесах освободителей в город въехал протодиакон Андрей Кураев, который в два часа ночи, после гениального как всегда концерта группы \"Алиса\", мужественно высмеявшей \"оранжевые сопли\" оккупантов, произнес перед разогретой роком и алкоголем публикой вдохновенную проповедь. Сначала он говорил о записочках, которые надо передавать для поминовения в Троице-Сергиеву лавру. Дальнейшую проповедь он построил на православном толковании популярного среди байкеров и вообще молодежи лозунга: \"Бери от жизни все!\" Он назвал его \"святыми словами\" и призвал аудиторию сосредотачиваться не на пиве и \"доступных девушках\" (на чем она реально и была преимущественно сосредоточена), а на том, чтобы \"стать Богом\". Сказал буквально так: \"Если ты хочешь взять всё от жизни, ты хочешь взять все от Бога. Но если ты возьмешь у Бога всё, ты сам станешь Богом\".

Аудитория аплодировала, свистела и улюлюкала, в принципе и не отказываясь стать Богом, но продолжая потягивать пиво и обнимать девушек. Объятиями, впрочем, не ограничились – крымские СМИ пестрят подробностями неистовств гостей города – от рвотных масс в мемориальном храме на месте Крещения св. Владимира в Херсонесе до сексуальной оргии на одном из городских пляжей. Ну а что вы хотели? У байкеров широкая душа, \"в нихже несть льсти\" - он делают, что хотят, искренне, как дети, поэтому и близки к православию поболе, чем иной фарисей-миссиофоб. (Заметим в скобках, что в Москве они держатся куда скромнее, благо Москва никем не оккупирована.) И если джинсы и рок уже не мешают спасению, то и остальные элементы субкультуры мешать ему не должны! \"Секс, наркотики, рок-н-ролл\"? Воцерковим и этот лозунг, для начала, может, чуть его скорректировав, сопроводив небольшой сноской.

Но вернемся к злобному неистовству православного Рунета. Оно вызвано сущим пустяком - на фоне всего того, что натворили в Севастополе мотоосвободители. Видите ли, благочестивые богомольцы засмущались голыми женскими грудями, которые красовались (вместе с их обладательницами, разумеется) на задних сиденьях байков некоторых \"паломников XXI века\" (выражение о. Андрея Кураева). Больше всего не понравилась фарисеям грудь, расположившаяся по соседству с боевым православным знаменем – с изображением Спаса Нерукотворного.

Главный набор аргументов фарисеев не содержит в себе ничего нового. Вспомнили заповеди Священного Писания о женской скромности, в частности – слова апостола Павла о том, что женщина должна покрывать голову. Сравнили \"прикид\" участников слета байкеров и их манеры с традиционным обликом русского православного человека, усмотрев в том \"прикиде\" не просто массу чужеродных заморских элементов, но и откровенно сатанинскую символику. Осудили, как водится, поведение молодежи, которая и \"пост не соблюдает\", и страсти свои никак не сдерживает, и которой, по большому-то счету, на само православие наплевать.

Кто-то указал и на ярко выраженную, можно сказать – военизированную, политическую окраску акции, что тоже мало совместимо с христианством, религией не от мира сего, где нет \"ни эллина, ни иудея\". Но стержнем дискуссии, как ни крути, оставалось и остается одно – обнаженные женские груди на фоне стяга со Спасом.

Люди, причастные к организации акции, получившей неплохое финансирование из соответствующих российских источников, моментально нашли что ответить замшелым богомольцам, и за словом в карман не полезли. Процитируем одного из идеологов акции (вряд ли, впрочем, широко известного в байкерской среде) Егора Холмогорова: \"В данном случае мы наблюдаем уникальное явление перехода от язычества к Христианству. Как и большинство субкультур - байкерство изначально является довольно языческим феноменом - культ силы, плодородия, мужественности и т. д. В некоторых западных странах это язычество развернулось в сторону сатанизма (\"ангелы ада\" и все такое). У нас оно неожиданно разворачивается в сторону Православия. По-моему это великолепно\". Далее Холмогоров переходит в наступление на своих замшелых оппонентов, практически обвиняя всех, кто считает, что публичная демонстрация воцерковляющейся девушкой своей обнаженной груди противоречит христианству, в апостасии: \"В воплях вокруг девицы топлесс мы видим как бы столкновение двух потоков - апостасии, к сожалению традиционной для нашего общества уже почти два столетия - переползание от Христианства к язычеству, от Евангелия к \"Понятиям\" и правилам, и совсем еще молодой поток анти-апостасии, то есть поток перехода от почти дистиллированного язычества к Христианству. Понятно, что те, в ком есть семя апостасии, очень и очень нервно реагируют на обратный процесс, поскольку с новыми христианами - вчерашними язычниками они себя чувствуют примерно так же, как христиане из иудеев с христианами из язычников в I веке по Р.Х. Сейчас они будут осаждать священноначалие так же, как прежде осаждали экс-иудеи апостолов - \"уберите этих дикарей\".

Нынешняя \"миссионерская гвардия\" Патриарха Кирилла – а это, главным образом, протодиакон Кураев, игумен Сергий (Рыбко), Кирилл Фролов, Егор Холмогоров – ставят цель воцерковления (впрочем, весьма и весьма поверхностного, условного) самых, казалось бы, \"рисковых\" субкультур. Отталкиваясь от философской идеи \"единства противоположностей\", каждый из этих деятелей вносит в \"миссионерскую\" деятельность некий элемент собственного жизненного опыта, особенного личного интереса к тем или иным сторонам жизни и культуры. Характерно, впрочем, что их \"миссионерство\" неразрывно связано с полной политической лояльностью нынешнему российскому политическому режиму и священноначалию РПЦ МП в лице Патриарха – за иные проекты эти люди ни в коем случае не берутся. Соответственно, и поддержку, которую они получают от Патриарха, глупо было бы сводить только к \"экстремальным\" наклонностям или \"модернизму\" последнего. Для Патриарха это способ предложить власти свои уникальные услуги по контролю над молодежными субкультурами, потенциально опасными режиму в условиях политической дестабилизации. Только вот некая смутная интуиция подсказывает нам: потому молодежь и уходит \"в субкультуры\", что ее не устраивает фальшь мейнстримного бытия, официозной патриотической трескотни, тотальных коррупции и лукавства. Даст Бог, почувствует она и фальшь нынешнего \"миссионерского прорыва\", благо разглядеть ее нетрудно.

Можно, вслед за ошарашенной православной общественностью, поспекулировать на тему того, как \"волки Патриарха Кирилла\" будут воцерковлять субкультуры, скажем, наркоманов, нудистов или свингеров. В любом случае, даже сравнительно невинные обнаженные байкерши или обвешанные тремя шестерками готы никак не вписываются в традиционный церковный стиль. Ни они его сломать не смогут, ни он – их. И православные богомольцы, и байкеры с готами останутся маргиналами в современном секулярном обществе. И в этом, по идее, не должно быть особой трагедии – потому что секулярное общество, опять же – по идее, складывается из многообразия индивидуальностей, в том числе и субкультурных, на базе минимального общепринятого \"модуса вивенди\". Но в России, видимо, так не выходит.

Складывается ощущение, что за победными реляциями нынешних \"миссионеров\" об очередном \"головокружительном успехе\" нет веры в реальную перспективу своей \"миссии\". Ведь они ее осуществляют только там, где выгодно и безопасно, где она востребована \"миром сим\". И цель ее – \"успех\" именно в этом мире, выход из \"гетто\", увеличение паствы, торжество земной Церкви, ну и все, что этому сопутствует. Однако результатом такой внешней \"миссии\" становится разобщение в самой Церкви, которая слишком укоренена в традиции, чтобы принять подобные \"эксперименты\". По сути, нынешний \"миссионерский прорыв\" - это политический проект, в котором заинтересованы лично Патриарх и его партнеры, он не проистекает из глубин церковной жизни, мало согласуется с церковной традицией и потому вовлекает в свои ряды ничтожные доли процента как церковных людей, так и \"миссионируемых\". Зато скандалов и \"соблазнов\" вокруг него – неизмеримо больше.