Как Путин боролся с американской ПРО

На модерации Отложенный

Новое руководство США заняло куда более мягкую позицию в столь болезненном для России вопросе размещения американской системы ПРО в Польше и Чехии. Но, как показал недавний визит Обамы в Москву, отказываться от этого проекта пока никто не собирается. В ответ российские власти ищут новые способы помешать появлению ненавистных противоракет у самых границ Родины. Например, помочь Польше и Чехии вовремя осознать всю бессмысленность американской затеи и самим по-хорошему отказаться от ПРО.

СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО

В Чехии слава главного друга России уже много лет принадлежит президенту Вацлаву Клаусу, но на днях у него появился неожиданный конкурент. В конце июня в Москву с визитом приехал лидер чешской оппозиции, глава местной социал-демократической партии Иржи Пароубек. Весной этого года социалисты вынесли вотум недоверия правому правительству Мирека Тополанека, и теперь Пароубек имеет хорошие шансы занять освободившийся пост премьера, победив на досрочных парламентских выборах. Официально лидер чешских социалистов приехал в Москву поддержать своих российских коллег по идеологии и поучаствовать в очередном съезде «Справедливой России\". Но почему-то гостю из Праги уделили особое внимание. Познакомили с замминистра иностранных дел Григорием Карасиным и даже устроили личную встречу с самим премьером Путиным. Путин и Пароубек поговорили на немецком о развитии российско-чешского сотрудничества, а заодно обсудили и американскую ПРО. Очарованный российским гостеприимством Пароубек в числе прочего пообещал в случае победы на грядущих выборах пригласить Путина в Прагу и отказаться от строительства в Чехии американского радара.

Щедрые обещания лидера оппозиции вскоре стали достоянием широкой чешской общественности и вызвали возмущение у МИДа страны. Пароубек не стал извещать МИД и чешское посольство в Москве о своих встречах с высшим российским руководством, а при его разговоре с Путиным не присутствовал ни один чешский дипломат. Правительство обвинило главного социалиста в том, что он проводит свою собственную внешнюю политику, совершенно не похожую на официальную позицию Чехии. Пароубек на это ответил, что в Москву ездил как частное лицо, а все его заявления соответствуют предвыборной программе социал-демократов.

Действительно, ничего нового в московских обещаниях Пароубека не было. Социалисты выступают против американского радара еще с конца 2006 г., когда переговоры по этому вопросу только начались.

По данным социологических опросов, более 60% чехов не рады участию Чехии в американской ПРО, и социалисты, как главная оппозиционная партия, такой возможности повысить популярность упускать не стали. Но все эти привычные фразы прозвучали по-новому в обществе Путина, в сочетании с неожиданно появившейся у Пароубека озабоченностью состоянием российско-чешских отношений. Ведь именно социалисты были главными критиками президента Клауса за его слушком тесную дружбу с Москвой. А всего пару месяцев назад громче всех возмущались намерениями правительства продать долю в «Чешских авиалиниях» российским империалистам из «Аэрофлота». Видимо, Путин сумел объяснить Пароубеку, в чем состоят настоящие национальные интересы Чехии.

НАСЛЕДСТВО МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА


Провернуть подобную комбинацию в Польше вряд ли получится. Там тоже есть социалисты, выступающие против размещения в стране американской ПРО, но на съезд «Справедливой России» они не приехали. И шансов прийти к власти в ближайшие несколько лет у них немного. Главная борьба в Польше сейчас идет между правыми националистами братьев Качиньских и правыми либералами премьера Туска, а левые топчутся на третьем месте. Качиньские всецело поддерживают инициативу США и готовы принять противоракеты почти на любых условиях. Туск, став премьером в конце 2007 г., занял более осторожную позицию. Напрямую отказаться от ПРО он не мог – более 60% поляков за строительство американской базы, – но постарался затянуть переговоры до прихода к власти в США нового президента, выманивая у Вашингтона дополнительные гранты на модернизацию польской армии. Маневр у Туска не получился: в августе началась война России с Грузией, и под давлением общественного мнения польский премьер бросился подписывать с американцами договоры без дополнительных подарков.

Самое интересное, что ни в Польше, ни в Чехии никому и в голову не приходит воспринимать американскую ПРО как защиту от Ирана или Северной Кореи. Речь идет только о степени реальности угрозы со стороны России. Чехи больше ориентируются на Старую Европу и к России относятся получше, поэтому и радар для них особого смысла не имеет. А большинство поляков не доверяют ни Западной Европе (в лице, прежде всего, Германии), ни, тем более, Москве, и единственную защиту для себя видят в США.