Прагматичный Обама подпел российскому дуэту
На модерации
Отложенный
Сдержанная риторика в защиту демократии из уст президента США в диалоге с российским правящим тандемом воодушевила местную оппозицию и убавила градус антиамериканизма в государственной пропаганде. Запад заметил, что заручившийся благосклонностью Москвы Барак Обама прагматично избежал свойственной предшественникам критики по поводу авторитаризма и прав человека.
Шагающая по планете «обамомания» поклонников нового американского лидера споткнулась у границ России, куда Обама впервые прибыл как президент.
Приезд стал испытанием и для дуэта российских руководителей. Премьеру Владимиру Путину пришлось пожимать руку американцу после заочной дуэли, а президенту Дмитрию Медведеву – ощутить испытующие взгляды миллионов людей, сравнивавших харизму преемника Путина и западного политика, добившегося успеха на выборах без предсказуемого итога.
«Визит выглядел как углубленное знакомство, Обама сделает для себя определенные выводы», – сказал Рейтер замдиректора Института политических систем МГУ Дмитрий Бадовский.
В преддверии приезда Обама задел самые болезненные струны в натянутых отношениях России с Западом: осудил «второе дело ЮКОСа», поддержал «несогласных» и поставил «прогрессивного» Медведева в пример старшему партнеру.
Но в Москве публичной полемики не было: в присутствии камер Обама и Путин вежливо обменялись рукопожатиями и отправились пить чай из самовара, проведя за разговором два часа.
С Медведевым Обама пробыл дольше, но на вопрос, кто главный в России, похвалил «эффективность» тандема.
После обмена любезностями с верхушкой Обама обратился к российскому народу, предложив ему выбрать демократию как залог процветания России и приободрив новое поколение.
Вашингтон добился крайне важного для себя согласия Москвы пропускать самолеты с грузами для Пентагона в Афганистане. Стороны обязались поработать над ядерным разоружением и координировать свои усилия в противодействии угрозам международной безопасности, в первую очередь исходящими от Ирана и Северной Кореи.
Ключевой спор по поводу ПРО остался нерешенным, хотя дипломаты выражают оптимизм по поводу будущего дискуссии.
«Обаму интересуют конкретные вопросы, которые надо решать... Обама получил то, что ему нужно было получить», – прокомментировал итоги визита экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, один из лидеров оппозиции, с которыми во вторник встретился американский президент.
«Прагматично, при этом, не отступая от каких-то ценностей. Но, также давая понять, что ваши проблемы – мы в них влезать не собираемся».
Обама пытается наладить отношения с мусульманским миром и Россией, изрядно подпорченные в период президентства его предшественника Джорджа Буша.
КУЛЬТ ЛИЧНОСТЕЙ
В речи перед выпускниками Российской школы экономики сын кенийского иммигранта сказал, что «дни, когда Рузвельт, Черчилль и Сталин могли изменить мир на одной встрече, ушли в прошлое».
Держать дистанцию Обама старался и в закрытой беседе с Путиным. На вопрос прессы о «персональном моменте» – например, в бытность президентами Путин и Буш вместе раскатывали на раритетных авто – высокопоставленный чиновник американского Белого дома сказал: «Нет. Ничего такого».
Однако Обама признал «огромное влияние» Путина, чей особый статус в России стал проблемой для представителя иной политической цивилизации. Обама трижды обжегся на определении должности российского национального лидера, дважды назвав его президентом.
«Я не думаю, что это оговорка по Фрейду», – оправдывался он в интервью телеканалу Fox. Обама охарактеризовал экс-президента как «человека сегодняшнего дня», и это контрастировало с его предыдущим описанием Путина как политика, «стоящего одной ногой в прошлом».
Аналитики сочли поведение Обамы креном в сторону Медведева. Американец не упомянул в Москве о громких судебных делах, которые оппозиция называет витриной телефонного правосудия в России, но поддержал обещание Медведева вернуть независимость судебной системе.
«Однако он не решился критиковать Россию за признание отколовшихся от Грузии регионов,...расстроив либеральных критиков Кремля тем, что избежал прямой критики России по поводу демократии и прав человека», – пишет лондонская The Times
«С точки зрения интересов Америки Обама ведет себя полностью правильно», – объясняет Станислав Белковский из Института национальной стратегии.
«Чтобы добиться от Кремля существенных уступок… нужно демонстративно и подчеркнуто уважать Кремль и относиться к российским руководителям и элитам в целом не как к клептократам из третьего мира, а как к достойным партнерам».
«Обама добился почти всего, чего мог за то короткое время, которое находится у власти», – считает Эндрю С. Качинс из Center for Strategic and International Studies, которого цитирует The New York Times.
«Если участие Америки в тяжёлой судьбе Ходорковского будет идти вразрез с её глобальными стратегическими планами в отношениях с Россией, то она не сделает ни хрена ни для Ходорковского, ни для кого другого», – резюмирует в своем блоге непримиримый диссидент Валерия Новодворская.
Комментарии