О роли пельменей в отношениях с Обамой

На модерации Отложенный

Когда Slon.ru попросил меня написать о визите Барака Обамы в Москву – как он видится с этой стороны Атлантики (случайно мы с президентом США разминулись: он летел в Россию, а я – в Бостон), мне особенно ничего не приходило в голову. Потом, считая, что великая американская газетная империя не может не дать мне наводки на идею, набрал в поиске газеты Boston Globe «Medvedev». Ответ меня обескуражил – ни одного документа не обнаружено (это в день визита и встреч президентов!). Я набрал «Putin»: единственная ссылка вела на «мнение» русского эмигранта, сообщавшего читателям Globe, что на месте Обамы он бы с наследником Сталина даже не стал бы здороваться за руку.

Все просто и антипатриотично: Америка (по крайней мере, Америка газетная и телевизионная) визит президента Барака Обамы в Москву не заметила. Ну, то есть, не то, чтобы вообще проигнорировала – но не особенно обратила внимание. Происходящее внутри Штатов важнее, интереснее, живее и актуальнее, чем переговоры с декоративным президентом России и powerful maveric shadow ruler, как назвал Владимира Путина кто-то из комментаторов на PBS. Ни у первой встречи, ни у второй не было реальной повестки дня, и даже многоопытные белодомовские корреспонденты (многих из которых я помню с 1993 – 1994 годов, когда работал для ABC News и по должности смотрел много новостей) не могли адекватно объяснить американской аудитории, зачем, собственно, Обама поехал в Москву.

Много времени ушло у комментаторов ТВ и репортеров газет, чтобы понять, что имел в виду Владимир Путин, выбрав для завтрака с американским президентом пельмени с перепелами. Некоторые даже высказывали мысль, что это замаскированное оскорбление – quail, перепел – символическая птица родного штата Обамы, Иллинойса; соответственно, поедание перепелиных пельменей можно трактовать как: я тебя, Барак, как пельмень, проглочу.



Но, на самом деле, это все ужимки и прыжки. Америке было нужно от России – сейчас – только согласие на транзит военных грузов в Афганистан. Все остальное либо значения не имеет, либо роли не играет, как говорят в ГИТИСе. Интересно, что этот саммит без реального фокуса, с полу-статусом (вроде как и не государственный визит, но и явно не рабочий) – исчез со страниц американских газет чуть ли не в тот же день, как Обама встретился с Путиным.

На самом деле, все очень просто. Совсем.

Любой русский, оказавшись в Польше, поражается тому, как зациклена польская пресса на отношениях Польши с Россией. Большие статьи о том, какие страшные планы рождались (и, вероятно, до сих пор рождаются) в головах кремлевских упырей по поводу Речи Посполитой. Колонки авторитетных публицистов с обличением текущей политики Москвы. Эссе польских пасторов-писателей о исторической вине русских перед поляками. С вступлением в Евросоюз чуть меньше стало, но все равно – страшный восточный сосед занимает в головах польских коллег слишком много места. Если вы попробуете поискать что-то про Польшу, ее политику и отношение к России в российских газетах (а тем более на ТВ), то, ровно как и я, наткнетесь на ответ поисковой системы – «ничего не обнаружено». Потому что Польша нам… как бы это так, не особенно обидно выразиться…

Россия, увы, совсем перестала интересовать Америку. Или – к счастью.

Если самое главное, что обсуждается – перепелиные пельмени, – то я в этом уверен.