Дефляция с поправкой на девальвацию

На модерации Отложенный

Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев с оптимизмом смотрит в будущее. Он оценивает макроэкономическую ситуацию \"как штатную, умеренно позитивную\". Правда, весь его позитив основан на том, как развивается ситуация на валютном рынке.

В остальном оптимизм Улюкаева разделить сложно. Так, по его словам, с марта в России замедляется инфляция. Причем замедлилась уже до того, что в июле ЦБ прогнозирует ее отсутствие - потребительские цены не вырастут, - а в августе и вовсе возможна \"маленькая дефляция\".

Если вспомнить, что Банк России всю свою недолгую историю только и делал, что боролся с инфляцией, причем далеко не всегда успешно, эйфорию первого зампреда ЦБ, сообщающего населению, что цены в следующем месяце не вырастут, а может, еще и упадут, понять можно.

К сожалению, Улюкаев забыл добавить, что дефляция - верный признак того, что экономика тяжело больна. Чем плоха дефляция и почему большинство стран мира ведут с ней отчаянную борьбу, писалось уже не раз, и радоваться падению потребительских цен могут разве что пенсионеры, которым (пока) исправно повышают пенсии и над которыми не висит угроза увольнения. Все остальные должны понимать, что дефляция - прямое следствие роста безработицы и падения реальных доходов населения.

Правда, в российском случае запоздалая дефляция все же благо, поскольку отражает реальное состояние экономики. По-хорошему, потребительские цены должны были начать снижаться еще в конце прошлого года, когда стали падать цены производителей. Тогда потребительские цены не последовали за промышленными из-за \"плавной девальвации\" и спровоцированного роста цен на импорт. А в начале года к этому добавилось еще и повышение тарифов \"естественных монополий\".



Улюкаев прав: инфляция начала постепенно сходить на нет в марте, примерно через месяц после того, как ЦБ прекратил девальвировать рубль. Стабилизация курса национальной валюты не стоила Банку России ничего - достаточно было лишь объявить об окончании ослабления рубля, а потом следить, чтобы его укрепление не приняло лавинообразный характер.

Больше ничего для борьбы с инфляцией ни ЦБ, ни Минфин специально не предпринимали. Напротив, финансовая и денежная политика в последние месяцы только либерализуется - Банк России начал серию снижения ставок, которую, по заявлению того же Улюкаева, намерен продолжать, а Минфин \"осмелился\" распечатать Резервный фонд и начал исполнять бюджетные обязательства.

И несмотря на все это дефляция маячит на горизонте. Означать это может только одно: российские власти явно перестарались в борьбе с инфляцией, не сумев отличить рост цен, вызванный перегревом экономики, от инфляции, спровоцированной девальвацией рубля. Отсутствие доступного рублевого (равно как и валютного) кредита сделало свое дело. В результате экономика в этом году, согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, рухнет на 8,5% и восстановится до уровня 2008 года не ранее 2013 года.

Впрочем, и этот мрачный прогноз МЭР реализуется, только если наметившееся в последние дни снижение цен на нефть не примет обвального характера, а падение рубля не выльется во вторую серию \"плавной девальвации\". В противном случае даже на такую малость, как снижение цен, надеяться не приходится, а о глубине последующего падения можно будет только догадываться.