Философия Майкла Джексона

На модерации Отложенный

It Don\'t Matter If You\'re Black Or White
They Print My Message In The Saturday Sun
I Had To Tell Them I Ain\'t Second To None...

For Gangs, Clubs And Nations
Causing Grief In Human Relations
It\'s A Turf War On A Global Scale...

M. Jackson \"Black or White\"

\"Моя смерть настигла меня в тот момент когда я
Зажёг сигарету и поднёс кружку пива к губам
В пивной, в туалете повесили мой некролог
А Главный сказал:
\"Не беда, он ведь был разгильдяем!\"
Ага, Америка, Америка...\"

Крематорий \"Америка\"

Смерть Майкла Джексона, насильственный характер которой, на мой взгляд, сегодня абсолютно очевиден, можно сравнить с такими казалось бы разными американскими событиями, как убийство Мартина Лютера Кинга и убийство Джона Леннона. Если не по масштабам каждого из этих событий, то по его характеру и развитию всей их предыстории. В этой статье я попытаюсь решить крайне сложную методологическую задачу: по возможности не обращаться к «текущим» медийным сообщениям (gossip) о Майкле Джексоне последних двадцати лет - а ссылаться только на проверенные временем исторические факты.

Детство и юность Джексона были ничем не примечательны. Да-да, именно так. Сначала в составе «Jackson 5», затем как солист, Майкл Джексон был одним из тысяч «пляшущих негров», которыми леволиберальная, «демократическая» музыкальная индустрия США истово развлекала американское общество. Смысл «пляшущих негров» как политического посыла, обращённого к расистской «одноэтажной Америке» довольно прост: во-первых, «негр может иметь талант и заработать много денег», во-вторых, «негр может быть уникален и быть объектом поклонения белых, «идолом и звездой», и, в-третьих, «всё это несмотря на то, что он негр».

Однако «демократы» музыкальной индустрии ставят условия и самому «пляшущему негру»: не петь глубоких политических, антирасистских песен («песен протеста») - дабы не слишком злить белых; не петь умных философских песен - дабы не возбуждать у белых чувства зависти; став «звездой», по-прежнему оставаться «танцующим негром», со всеми его достойными усмешки и снисхождения пороками. А что ещё в принципе нужно от жизни обычному человеку, белому или чёрному? Заработать пару миллионов долларов и обрести кучу поклонников, исполняя весёлую танцевальную музыку, обворожительный ритм&блюз или бандитский рэп? Всего-то.

Однако проблемы у Майкла Джексона начались ещё в начале 1980-х. Хитовый альбом «Extra-Terrestrial» («Инопланетный») был снят с продаж «из-за юридических проблем». «Extra-Terrestrial» был связан с одноименным фильмом Спилберга. В этом альбоме, как и в фильме прослеживались ряды метафор на тему «аliens», «инородцев». Надо сказать, что именно так зачастую называют американские правые... цветных и негров. В том же году Джексон записал свою знаменитую песню «Black or White\"(«Чёрный или Белый»), вошедшую в его новый альбом «Триллер». Текстовые ряды песен этих альбомов были чуть сложноваты и немножко слишком «по-белому» осмысленны для «пляшущего негритёнка», однако, несмотря на определённый подтекст, на тупую негритянскую ругань в духе рэп они были совсем не похожи.

К этому времени Джексон уже сделал пару пластических операций, превратившись из широконосого негра в симпатичного латиноамериканца, его кожа стала заметно светлее... Уже тогда Джексон обнаружил такие черты, как острый ироничный ум и колоссальной силы стремление к личному совершенству (как он его понимал, это совершенство), а также неумение договариваться с людьми и решать свои проблемы. По большому счёту, именно эти три качества в сочетании его и погубили.

Все последующие годы некий процесс, инициированный этими его качествами, непрерывно шёл по нарастающей. Но поскольку Джексон, с которым неоднократно прощались (правые ещё в 1984 г., в лице лично президента Рональда Рейгана с супругой, а левые - окончательно - гигантской статуей в Лас-Вегасе и альбомом «HIStory» в 1997 году) всё никак не хотел окончательно уходить со американской медиа-сцены - то его жизнь была остановлена принудительно. Откровенно, бессмысленно и беспощадно. И на его вскрытом повторно трупе с четырьмя сломанными рёбрами врачи не нашли никаких признаков насильственной смерти.

Господа, что же вы хотите, это Америка!

Некоторые публицисты в России сравнивают убийство Джексона с убийством Талькова и со смертью Цоя. Но Талькова, надо понимать, убили не столько за антисемитизм, сколько за то, что он называл конкретные имена в своих песнях. А этого нигде не любят. В связи со смертью Цоя ходили упорные слухи о том, что к ней причастен его менеджер и обладатель его авторских прав, покойный ныне Айзеншпис - но в таком случае это был просто вопрос денег, а не политики. А вот убийство Джона Леннона (как раз незадолго до запланированного музыкантами воссоединения Битлз), за которым, как считают многие в США, «стоят американские правые», ненавидевшие «ставшего миллионером на песнях протеста» пацифиста-битла, как раз весьма напоминает случай Джексона...

Известный журналист Максим Кононенко считает, что Майкла Джексона убили из-за денег. Это не лишённая логики версия, т.к. организаторы его будущих пятидесяти (!) концертов в Лондоне (AEG Live) получили более 380 миллионов долларов за билеты. Билеты, которые после смерти Джексона, как предполагается, купившие их сдавать обратно не станут, оставив себе как «сувениры»... Но версия Кононенко не даёт ответа на два главных вопроса - почему аферистов никто не остановил, несмотря на масштабы и очевидность афёры? И почему нет до сих пор никакого расследования, хотя сам президент Обама в курсе случившегося? Можно себе представить, что такое объявить 50 концертов одного музыканта в одном городе?

Представьте, что было объявлено, что пятьдесят (50) концертов Майкла Джексона состоятся в Москве?

И в итоге Обама только трусливо пробормотал что-то о «трагической стороне судьбы покойного музыканта»...

Майкл Джексон всю свою жизнь стремился стать максимально совершенным - но так и не научился разбираться в людях. Он не пил, не курил, не был связан с бандитами, не употреблял наркотики. Был вегетарианцем, спал в барокамере. Великолепно танцевал, следил за своим телом. Кто виноват, что идеалом внешности для Джексона был белый человек, похожий на сценических Джимми Пейджа или Дэвида Боуи времён его детства? Джексон захотел стать таким - и Джексон стал. Ибо целеустремлённости, воли и самодисциплины Джексону было не занимать... Казалось бы, что удивительного, если миллионер вдруг решил потратить часть своих денег на помощь детям-сиротам, а не на второй Каддилак с золотым бампером? Но проблема-то в том, что этот миллионер - по должности своей «пляшущий негр»!

Это действительно проблема. Потому что в Америке белый - это белый, а негр - это негр. И негр не может стать белым. Более того, негр не должен к этому стремиться, негр должен думать о другом, настаивать на своём, негритянском. Джексон, несмотря на его острый природный ум, этого понять не захотел. \"Не выполнил поставленной задачи\".

И Обама Джексону не помог, хотя Джексон на него почему-то вдруг понадеялся. Джексон, возможно, решил (или его убедили ребята из AEG Live) , что с чёрным Президентом «всё договорено» и для него, Джексона, \"наконец пришло время для новых свершений\". А чего ради, собственно говоря? Обама - негр. Причём инородец. «Кения-Малазия». Хотя и не совсем негр. А Джексон? А Джексон - белый. Американец. Был.

Став «белым», негр Джексон сохранил и умножил «старую» ненависть к себе со стороны американских правых, республиканских WASP\'ов, которые никак не могли простить ему, что их белые дети поклонялись этому «танцующему негритёнку». Но, став «белым», Джексон потерял поддержку, более того, стал врагом для левых либералов, демократических менеджеров, «борцов с расизмом»(тм). «Мы сделали тебя звездой в качестве негра. Не будь ты негром, мы не сделали бы тебя звездой. А ты что? Стал белым? Это неправильный сигнал. И белым, и чёрным. Что же это, Майкл, получается, что в Америке чёрный может стать по-настоящему совершенным (и счастливым) человеком, только став белым? Ээ, нет - так быть не должно!» И не помог Джексону первый именно что чёрный президент Америки...

Так белый человек Майкл Джексон остался совсем один, без покровителей и адвокатов. Газеты много лет писали о нём на одну тему: «чёрный не может стать белым, не будучи/не став моральным и физическим уродом». Смешно здесь было лишь то, что газетные сплетни при всей их геббельсовской изощрённости, откровенно противоречили одна другой...

«Крашеный в белого негр не может жалеть настоящего белого мальчика, больного раком. Запретная парадигма. Это он педофил, \"мальчик сам сказал\". \"Ты хотел дать 100 тысяч, обезьяна? - Теперь заплатишь 10 миллионов!\" Потому что жалеть - привилегия господ. Не так давно Израиль отказался от бесплатных инвалидных колясок из Германии, которые сердобольные немцы предложили пожертвовать всем инвалидам-израильтянам, пережившим Холокост... А ещё раньше одну шведскую телекомпанию обвинили в расизме - потому что там показывали передачу, где американский джаз играли белые музыканты, перекрашенные в чёрных. Очень было смешно... Но белые любят, когда их пародируют всерьёз, ещё меньше, чем чёрные.

Почему Джексон не оказывал помощь чёрным детям, больным раком? Не имея физически возможности иметь детей, почему не усыновил/получил суррогатно детей чернокожих, или хотя бы более тёмных? Потому что Джексон вёл себя по отношению к белым детям (и женщинам, к белым вообще) так, как белые богатые люди ведут себя сегодня по отношению к чёрным и цветным. Эту метафору не все поняли - но те, у кого власть, её отлично поняли: они и сами всегда общаются с «профанами» в подобном стиле. Несомненно, Майкл Джексон задел их глубоко, за живое.

Брад Питт, Анжелина Джоли, Мадонна, усыновившие чёрных детей - кто их осудит? Бездарная, зависающая во время концертов на кресте Мадонна, усыновившая кучу чёрных детей из Малави (при живых родителях), продолжает считаться «поп-звездой»... Равенство рас в Америке действует только в одну сторону. И не только рас. Много ли русских или, скажем, французских фамилий встретишь среди ведущих американских политиков или мультимиллионеров? А ведь в этой стране живут миллионы выходцев из России. Немало есть и евреев в элите и власти - но с чисто английскими и немецкими фамилиями... А что же евреи с русскими фамилиями? «А вам, ребята, налево, - на Брайтон Бич».

Америка - разделенная страна, страна, где убивают того, кто пытается преодолеть или перейти границу «своей» расы. Страна жёстких, по-египетски непреодолимых иерархий (с цепкими англосаксами на вершине пирамиды), основанных на этнической и культурной принадлежности различных групп... Иногда так сложно заметить очевидное.

Что до Майкла Джексона - это был несомненно великий человек, с моей точки зрения. Без всякой иронии. Я не особенно интересовался его музыкой но, как ни странно, внимательно следил за его \"карьерой\", начиная с \"Earth song\" и \"What about us\" - или даже раньше, со знаменитой \"Black or white\"... Кто он был - мальчик, выросший в сценической башне из слоновой кости, приговоренный на привилегированную, но пожизненную роль черного эстрадного клоуна? Из этой, завидной для других, роли целеустремлённый Джексон вырос, вольно или невольно, в нового «Мартина Лютера Кинга», превратившего жгучую и беспощадную для Америки расовую тему в метафору всей своей жизни. За что и жестоко поплатился. Ибо, что поделаешь, «такая это страна».