Как отобрать чужой бизнес мирным путем

На модерации Отложенный

Вообще-то вся эта история может служить методическим пособием по гуманной технологии устранения бизнес-конкурента. То есть без киллеров и взрывов. Я не полезу в суть спора, как принято теперь выражаться, «хозяйствующих субъектов», расскажу лишь о его стилистике.

26 октября 2007 года был сожжен автомобиль 30-летнего тамбовского предпринимателя Анатолия Тедорадзе. Вместе с машиной сгорел и паспорт - гражданина Российской Федерации. Тедорадзе не олигарх, хотя и генеральный директор ООО «Тамбов-Ресурс», в сферу деятельности которого входит наиболее привлекательная движимость - топливо. Для нищей области и такой бизнес - бизнес. Потому желающих его отнять хватает. В этой связи горящий автомобиль - хорошее и опробованное средство. Так что Тедорадзе не удивился - просто пошел в Управление миграционной службы по Октябрьскому району Тамбова за новым паспортом. Как гендиректору без паспорта подписывать договоры, договариваться о кредитах?..

Дело застопорилось. Видимо, на грузинской фамилии - паспорт не выдали. Мало того, сообщили, что и первый паспорт 15 мая 1993 года ученик 9-го класса средней школы города Мичуринска Тамбовской области Анатолий Тедорадзе, как и все последующие документы, получил незаконно.

То есть вся жизнь Анатолия оказалась незаконной: окончание школы с золотой медалью, поступление на два факультета (исторический и юридический) в Тамбовский госуниверситет, окончание их с отличием, поступление в аспирантуру, защита кандидатской по теме «Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества», вступление в брак, руководство в течение нескольких лет пресс-службой местного отделения «Единой России»...

Версий может быть три: Анатолий - шпион, в УФМС работают сумасшедшие или... кто-то очень был заинтересован в том, чтобы Тедорадзе не вернулся в бизнес.

Почти 6 месяцев Анатолий жил без паспорта, пока не обратился к президенту России. В письме он объяснил, как русский мальчик стал незаконным мигрантом. Анатолий Тедорадзе - гражданин России с рождения, потому что родился в Торжке Тверской области, мать - Лидия Власова - учительница, отец - Леонид Морозов - военный летчик. После Торжка судьба военной семьи забросила Анатолия в Грузию, потом у отца был Афганистан. А затем родители развелись. Одинокая русская учительница с сыном так и осталась в Кутаиси, вышла замуж во второй раз - за грузинского парня Северьяна Тедорадзе. Анатолий любил отчима и в 16 лет, когда жил уже в Мичуринске у своей бабушки, не только его фамилию, но и имя принял как свое отчество...

В Москве, несмотря на антигрузинскую кампанию, разобравшись, сообщили в местные УФМС, прокуратуру и УФСБ, что Тедорадзе - не незаконный мигрант, и приказали паспорт выдать.

Конечно, никто и не подумал извиниться, не говоря уж о том, чтобы возместить моральный и материальный ущерб. Мало того, А. Юдаков, офицер контрольной службы ФСБ России, напомнил матери Анатолия, обратившейся с жалобой на действия тамбовских чиновников: «...Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица...»

Несмотря на миллионные убытки, бизнес Тедорадзе выжил. Даже несмотря на то что параллельно с операцией «Паспорт» был задействован «План Б». 29 октября 2007 года зампредседателя Тамбовского областного суда Соседов Е.А. секретным постановлением утверждает решение замначальника УФСБ полковника Маркина С.И. на прослушивание телефонных переговоров Анатолия Тедорадзе. Причем, согласно постановлению, прослушиванию подлежат и телефоны его жены, сестры, матери и отчима.

Оперативно-разыскные мероприятия, включавшие и просмотр электронной почты, устанавливаются сроком на 180 суток в связи с возможной противоправной деятельностью лица, предусмотренной статьей 275 УК РФ. Для непосвященных поясню: Тедорадзе, не бывавшего ни разу за границей и даже не имеющего загранпаспорт, заподозрили в... государственной измене.

Когда мать Анатолия обратилась с жалобой на действия УФСБ по Тамбовской области и попросила представить документы, на основании которых прослушивались их телефоны, ей ответил другой замначальника УФСБ, полковник М.В.

Шишов: «Так как управлением ФСБ по Тамбовской области уголовное дело в отношении вашего сына - Тедорадзе А.С. не возбуждалось и соответственно не прекращалось, постановление об отказе в его возбуждении также не выносилось, право на получение интересующей информации, согласно вышеуказанной норме закона, на него не распространяется. Кроме того, оперативно-разыскные мероприятия, проведенные сотрудниками управления ФСБ России по Тамбовской области, согласно ведомственному перечню засекречивания, составляют государственную тайну...»

Вообще-то и после второго инцидента, к которому опять оказались причастны сотрудники ФСБ, можно было бы уже предположить: спецслужбам Тедорадзе заказали. Но третий эпизод заставляет от предположений отказаться - они перерастают в уверенность.

Когда с изменой Родине не срослось так же, как и с паспортом, от изящества комбинации в итоге скатились к банальщине: в июне 2008 года в отношении Анатолия было заведено уголовное дело по ст. 159 УК РФ - мошенничестве в особо крупном размере.

И 19 марта 2008 года люди в масках с автоматами, предъявившие удостоверение сотрудников ФСБ, ворвались в офис фирмы ООО «Тамбов-Ресурс» и учинили обыск. При этом Анатолию Тедорадзе задавались вопросы: почему он выступал за поддержку таких-то кандидатов во время местных выборов; почему он, «грузин», занимается бизнесом в России и т.д.

Не буду утомлять вас цитированием обвинительного заключения, скажу лишь, что я позвонил следователю Павлу Курносову, чтобы уточнить, почему в документе ничего не сходится. Например, почему не указано даже время и место совершения преступления, почему не прояснена схема мошенничества и его предмет? Г-н Курносов, к тому времени отправивший дело через прокурора Ленинского района Тамбова Владимира Пчелинцева в суд, ответил мне так: «В суде разберутся».

Остается надеяться на это, хотя сомнительно: тамбовские суды уже разбирались и с делом о «грузинском шпионе», и с «изменой Родине». А Тедорадзе тем временем с 18 августа 2008 года находится под стражей. Выступая в суде, гособвинитель Михаил Долгов аргументировал необходимость дальнейшего содержания подсудимого в тюрьме «сомнительностью личности» Тедорадзе. Согласитесь, очень сильное правовое основание.

Также согласитесь, что сама последовательность нападок силовых структур и их маниакальное желание «достать» Тедорадзе может привести к логичному умозаключению: кто-то, обладающий хорошими связями в правоохранительных органах, пытается просто отобрать чужой бизнес - именно такого мнения придерживаются адвокаты Анатолия. По крайней мере проверка по мошенническим действиям, якобы совершенным Тедорадзе, началась в апреле 2008 года - сразу после того, как ему выдали новый паспорт, а госизмену обнаружить не удалось.

Сухой остаток: если даже не устоит в суде обвинительное заключение, вряд ли при таких форс-мажорных обстоятельствах устоит бизнес.

Что, видимо, и требовалось.

P.S. Главный вопрос: «Кто стоит за действиями силовиков и только ли бизнес Тедорадзе стал объектом их активности?» Думается, ответить на него должно следствие в рамках уголовного дела о превышении должностных полномочий сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов. На мой взгляд, оснований для возбуждения такого дела достаточно. А в качестве экспертов - людей, разбирающихся в хитросплетении отношений бизнеса и силовых структур, - можно было бы привлечь депутата Госдумы от Тамбовской области Алексея Плахотникова (в прошлом одного из руководителей УФСБ по Тамбовской области, в сферу профессионального интереса которого входил в том числе и топливный бизнес), а также депутата Тамбовской областной думы Александра Алешкина, руководителя комитета по законодательству, ранее занимавшегося тем же топливным бизнесом.

\"\"