О бесполезности ксенофобии
На модерации
Отложенный
Что-то часто стал натыкаться на посты, где горячо обсуждается та или иная околорусская нация с упором на моральные качества. Налицо явные попытки вешания ярлыков, то есть следующим шагом должно являться общественное позиционирование той или иной нации в зависимости от соответствующей графы в паспорте. Путь, без сомнения, увлекательный, и главное, простой. Невольно вспоминаю известное изречение - «Патриотизм есть последнее прибежище негодяя». Кстати, давно заметил, что в среде, где люди реально заняты делом (бизнесмены, спортсмены, бандиты и т.д.), национальность обычно является определением, но никогда - квалификацией. То есть стайер не будет априори считать кенийца бегуном второго сорта. Более того, наблюдается и такое чудесное явление, как например, все «чурки» глупые, за исключением моего знакомого узбека, с которым мы делаем бизнес. Или вместе выгуливаем собаку.
Конечно, ксенофобия - вещь достаточно естественная для человека и, чтобы ее преодолеть, надо делать некоторые усилия над собой. Не все на это способны. С другой стороны, фокусирование общественного внимания на инородцах как виновниках бед - давно известный способ управления толпой. Отсюда недалеко и до разделения общества на хороших и плохих в зависимости от признаков, не связанных с эффективностью, что есть прямой путь к тому, что идеология будет довлеть над экономикой. Примеры - собственники и пролетарии (Советская Россия), евреи и арийцы (фашистская Германия), государственный или частный (современная Россия), негры и белые (недавняя Америка). Есть, правда, и другая крайность - расписываться в пламенной любви к ранее угнетаемым. В Америке сегодня есть шутка, что самые бесправные там - это WASP (white anglo-saxon protestant), то есть те люди, которые у них исторически считаются основой Соединенных Штатов.
Сегодня там, говорят, выгоднее всего быть чернокожим иудеем с индейскими корнями и гомосексуальной ориентацией. Так вот, мне всегда казалось, что высшая форма расизма - это рассказывать, как ты пламенно любишь негров. А нормальному самодостаточному человеку к лицу равнодушие к национальности, как к одному из признаков, который, по хорошему, гораздо менее значим, чем образование и воспитание.
Очень многие вещи, которые мы склонны относить к национальным признакам, на самом деле, относятся к социальным. Вороватость и склонность к пьянству - первый признак бедности, а не национальности. Хотя, конечно, национальные черты существуют, но они все-таки вторичны по сравнению с социальными. Мы иногда возмущаемся, как сдержанно к русским относятся в Европе. Давайте, во-первых, вспомним, как мы сами относимся к таджикам, а во-вторых, подумаем, с какой готовностью мы за границей преодолеваем свои рабские комплексы путем пьяных дебошей. Слышал у них поговорку: «Почему на русских удивляются? Потому что выглядят, как белые, а ведут себя, как негры». Негры здесь, как устоявшийся стиль поведения, вы понимаете. К сожалению, европейцев часто приходится разубеждать, что это не так. Я люблю свою Родину, и мне было крайне неприятно минимум трижды за последние несколько лет в бизнесе сталкиваться с противопоставлением национальности и деловой порядочности. Кстати, равно как и в одном из наших крупных сибирских городов пару лет назад я слышал: «Вы такой приличный человек, и не скажешь, что из Москвы...»
Комментарии
Изречение про патриотизм имело противоположный смысл! То есть, конченный негодяй может оказаться не совсем безнадежен, если в нем хоть это чувство сохранилось. Есть грань, которую он не переступит.
Boswell tells us that Samuel Johnson made this famous pronouncement that patriotism is the last refuge of a scoundrel on the evening of April 7, 1775. He doesn't provide any context for how the remark arose, so we don't really know for sure what was on Johnson's mind at the time.
Но мне не нравится толпа маргиналов, которые пытаются нас заставить жить по своим законам.
Так уж получилось, что они определенных национальностей. Увы.
Но конкретное явление восторга не вызывает.
Давайте к каждому человеку относиться как к равному. Без унизительного снисхождения: ему можно на улице мочиться, его воспитывали плохо. Ему можно спать с маленькой девочкой, это любовь. Ему можно приставать к вашей жене, у них не приняты юбки до колена, он вот так наших женщин воспринимает.
Вот это будет честное равенство, не порождающее ксенофобии. А не то, что нам выдают за него.
В Литве это условие для постоянного вида на жительство, не то что гражданства. И никто не протестует, все согласны, что знание государственного языка гражданину необходимо.
Но когда это происходит там, это считается нормальным цивилизованным подходом (я согласен, так и надо). Если в России - ужасающим произволом.
Может, потому что пьяную удаль не показывали?
Или по работе там были.
1.Слышал у них поговорку: «Почему на русских удивляются? Потому что выглядят, как белые, а ведут себя, как негры».
2. Кстати, равно как и в одном из наших крупных сибирских городов пару лет назад я слышал: «Вы такой приличный человек, и не скажешь, что из Москвы...»
в закладки:-)