О бесполезности ксенофобии

На модерации Отложенный

Что-то часто стал натыкаться на посты, где горячо обсуждается та или иная околорусская нация с упором на моральные качества. Налицо явные попытки вешания ярлыков, то есть следующим шагом должно являться общественное позиционирование той или иной нации в зависимости от соответствующей графы в паспорте. Путь, без сомнения, увлекательный, и главное, простой. Невольно вспоминаю известное изречение - «Патриотизм есть последнее прибежище негодяя». Кстати, давно заметил, что в среде, где люди реально заняты делом (бизнесмены, спортсмены, бандиты и т.д.), национальность обычно является определением, но никогда - квалификацией. То есть стайер не будет априори считать кенийца бегуном второго сорта. Более того, наблюдается и такое чудесное явление, как например, все «чурки» глупые, за исключением моего знакомого узбека, с которым мы делаем бизнес. Или вместе выгуливаем собаку.

Конечно, ксенофобия - вещь достаточно естественная для человека и, чтобы ее преодолеть, надо делать некоторые усилия над собой. Не все на это способны. С другой стороны, фокусирование общественного внимания на инородцах как виновниках бед - давно известный способ управления толпой. Отсюда недалеко и до разделения общества на хороших и плохих в зависимости от признаков, не связанных с эффективностью, что есть прямой путь к тому, что идеология будет довлеть над экономикой. Примеры - собственники и пролетарии (Советская Россия), евреи и арийцы (фашистская Германия), государственный или частный (современная Россия), негры и белые (недавняя Америка). Есть, правда, и другая крайность - расписываться в пламенной любви к ранее угнетаемым. В Америке сегодня есть шутка, что самые бесправные там - это WASP (white anglo-saxon protestant), то есть те люди, которые у них исторически считаются основой Соединенных Штатов.

Сегодня там, говорят, выгоднее всего быть чернокожим иудеем с индейскими корнями и гомосексуальной ориентацией. Так вот, мне всегда казалось, что высшая форма расизма - это рассказывать, как ты пламенно любишь негров. А нормальному самодостаточному человеку к лицу равнодушие к национальности, как к одному из признаков, который, по хорошему, гораздо менее значим, чем образование и воспитание.

Очень многие вещи, которые мы склонны относить к национальным признакам, на самом деле, относятся к социальным. Вороватость и склонность к пьянству - первый признак бедности, а не национальности. Хотя, конечно, национальные черты существуют, но они все-таки вторичны по сравнению с социальными. Мы иногда возмущаемся, как сдержанно к русским относятся в Европе. Давайте, во-первых, вспомним, как мы сами относимся к таджикам, а во-вторых, подумаем, с какой готовностью мы за границей преодолеваем свои рабские комплексы путем пьяных дебошей. Слышал у них поговорку: «Почему на русских удивляются? Потому что выглядят, как белые, а ведут себя, как негры». Негры здесь, как устоявшийся стиль поведения, вы понимаете. К сожалению, европейцев часто приходится разубеждать, что это не так. Я люблю свою Родину, и мне было крайне неприятно минимум трижды за последние несколько лет в бизнесе сталкиваться с противопоставлением национальности и деловой порядочности. Кстати, равно как и в одном из наших крупных сибирских городов пару лет назад я слышал: «Вы такой приличный человек, и не скажешь, что из Москвы...»