Газпром наступает на всех фронтах и готов к потерям

На модерации Отложенный

Катастрофа на Балтике! Огромный танкер со сжиженным газом из Персидского залива при подходе к польскому берегу протаранил идущий по дну газопровод Nord Stream. Лет через пять такое уже фантастикой не покажется: на прошлой неделе Польша подписала контракт с Катаром о поставках сжиженного природного газа с 2014 года. У танкеров, способных перевозить газ, очень глубокая осадка. Сейчас они спокойно заходят в польский порт Свиноустье, но к 2014 году в этом районе должен пройти газопровод из России. Глубина уменьшится до 12,9 метра, а танкеру нужно 14,3 метра.

Итак, Польша ищет альтернативных «Газпрому» поставщиков газа - а вместе с ними аргументы против газпромовской трубы Nord Stream, которая должна пройти по дну Балтики. Это только эпизод борьбы вокруг газа в Европе. Москва развернула действия на всех направлениях. Пока в Киеве снова ищут огромную сумму, чтобы оплатить газ, Москва пытается уговорить Баку продавать газ ей, а не конкурентам, которые продвигают проект Nabucco. А на прошлой неделе выяснилось: в России резко сокращается добыча газа, а экспорт, если верить Минэнерго, за последние полгода рухнул вдвое.

КИЕВСКИЙ ФРОНТ

Всю неделю Киев торговался с Брюсселем: без чужих денег Украина не может рассчитаться за российский газ. До вторника Украина должна заплатить как минимум $300 млн за июньские поставки. Насчет этих денег «Газпром» не переживает: Киев заплатит, премьер Юлия Тимошенко подтвердила, что деньги есть.

Но «Газпром» требует от Киева купить и закачать в хранилища гораздо больше газа - эти поставки прописаны в подписанном в январе контракте. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев не устает торопить с оплатой. Речь идет о $4,2 млрд, и таких денег у Украины нет и не будет. Брюссель, а точнее, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, согласились дать только $2 млрд.

Казалось бы, события развиваются по российскому сценарию: Москва настойчиво добивалась, чтобы Европа прокредитовала украинский газовый долг. Эксперты объясняли: Владимир Путин хочет таким образом связать интересы Брюсселя и «Газпрома» и перетянуть Европу на свою сторону. Мол, если Украина будет должна европейцам, они посмотрят на нее другими глазами.

Но Европа, во-первых, дает меньше, чем требовалось - там полагают, что Украине не нужно столько газа, сколько ей намерен продать «Газпром». Хватит 14-15 млрд кубометров вместо 20 млрд, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, это у «Газпрома» завышенный прогноз потребления.

Во-вторых, давая кредит, Европа Украине ставит условия. Брюссель хочет влиять на транзит российского газа. С этой целью и была подписана мартовская декларация между ЕС и Украиной о модернизации украинской газотранспортной системы с помощью Европы. Москва тогда обиделась - ее ведь не позвали. Теперь российских представителей зовут, в том числе на переговоры по поводу кредита.

Но Евросоюз настойчиво гнет свою линию. Даже $2 млрд дадут только при условии реформы «Нафтогаза» - его нужно разделить на части. Чтобы одна компания занималась только транспортировкой, а другая - продажей газа. Это повысит прозрачность бизнеса. В Москве не могут не понимать: смысл этих маневров в том, чтобы защитить украинскую трубу от посягательств «Газпрома».

В «Газпроме» не боятся. «Реформу украинского газового сектора за несколько месяцев не проведешь», - указывает его представитель.

Но вопрос с кредитом надо будет решать раньше, а денег у Киева на оплату контракта по-прежнему не хватает. «Нафтогаз» не заплатит, «Газпром» снова перекроет вентиль. Все поймут, кто виноват, говорит газпромовский сотрудник.

Брюссель, впрочем, и не рассчитывает уже в этом году поменять правила игры. В ближайшие недели глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу обещает представить план обеспечения газовой безопасности. Основная идея уже понятна: европейцы готовятся к худшему. В четверг еврочиновники порекомендовали странам Евросоюза заполнить свои газовые хранилища «из всех доступных источников». И эти источники связаны с Россией все меньше и меньше.

В связи с кризисом потребление газа в Европе упало, предложение превысило спрос, появилась возможность выбора, и доля «Газпрома» на европейском рынке быстро начала сокращаться - с начала года она упала с 31 до 16%. Лишь отчасти это объясняется тем, что Россия продала меньше газа из-за январской газовой войны с Украиной. Европа стала больше брать у других: у Норвегии, а также Катара и Тринидада и Тобаго, которые получили возможность увеличить экспорт благодаря развитию технологий перевозки сжиженного газа. Если бы перевозки сжиженного газа не были таким дорогим делом, российский экспорт наверняка упал бы еще больше.

ЗАКАВКАЗСКИЙ ФРОНТ

В начале прошлой недели президент Медведев удачно, по оценкам Кремля и «Газпрома», съездил в Азербайджан. Россия договорилась покупать азербайджанский газ. Еще несколько лет назад Баку сам покупал газ у России, но добыча растет, и у закавказской республики появились излишки. Главная цель Москвы в том, чтобы эти излишки не попали в трубопровод Nabucco, по которому азербайджанский, туркменский и узбекский газ пойдет через Турцию в Европу, минуя Россию.

Со следующего года Москва будет ежегодно закупать 500 млн кубометров - это около 2% годовой добычи азербайджанского газа. «Это только начало», - подчеркивал Дмитрий Медведев. Действительно, главное впереди: к 2014 году в Азербайджане заработает вторая очередь крупнейшего месторождения Шах-Дениз, расположенного на каспийском шельфе. Это и есть газ для Nabucco - 5-7 млрд кубометров в год. России нужно перехватить этот поток, и глава «Газпрома» Алексей Миллер уверен, что шанс есть, и объявил, что «Газпром» уже в списке приоритетных покупателей.

Возможно, это иллюзии. Азербайджан не принял на себя никаких обязательств, подчеркивает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, и вряд ли будет продавать основную часть своего газа России. У всех перед глазами пример Туркмении, у которой «Газпром» обязался покупать определенные объемы газа по довольно высокой цене, а потом отказался от прежних обязательств и резко сократил закупки - когда стало ясно, что Ашхабад просто по техническим причинам не готов участвовать в Nabucco.

Выкупать газ втридорога «назло» чужим трубопроводам - тупиковый путь, уверен Михаил Корчемкин. Это просто сокращает прибыль «Газпрома». Купив газ в Средней Азии по европейской цене, компания не сможет заработать на его экспорте, а тем более на продажах на внутреннем рынке, где цены намного ниже. В понедельник 13 июля 12 стран, в том числе и Азербайджан, подпишут в Анкаре соглашение о начале строительства Nabucco. Выходит, что ради политических проектов с сомнительной перспективой «Газпром» отказывается от текущей конкретной прибыли.