Россиян подсаживают на лекарства

На модерации Отложенный

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) объявила о намерении усилить контроль на фармацевтическом рынке страны, поскольку, как было сказано, «ряд игроков рынка под предлогом кризиса намеренно завысили цены на лекарственные препараты».

Грозному заявлению предшествовало недавнее выступление президента Медведева, призвавшего регионы бороться с необоснованными наценками на лекарства. «Это ни с чем не связано - ни с курсом рубля к доллару или евро, ни с изменением экономической ситуации, - заявил президент. - Это - вообще не кризисные вещи, это жлобство, когда отдельные компании пытаются садиться на шею и требовать дополнительные деньги за обычные лекарства».

Действительно, цены удручают. Особенно в аптеках, принадлежащих т. н. коммерческим торговым сетям. Условный перечень доступных каждому лекарств уменьшается в них, подобно шагреневой коже, и, вероятно, очень скоро в нем останется одна лишь дистиллированная вода. Одно это обстоятельство толкает преступников на подделку лекарств наиболее востребованных наименований - их уже порядка 150! Притом аптечные сети расширяют ассортимент, который к медикаментам можно отнести весьма и весьма условно. Он достигает 70% от общего объема аптечных продаж. Это косметика, средства ухода за детьми и т. п. - как правило, производства зарубежных компаний, дорогостоящие и, безусловно, дающие солидную прибыль товары.

Рынок опутан сетями

Еще в прошлом году «федералы» обещали заняться «усилением социальной направленности аптечного рынка», поскольку в большинстве городов государственные и муниципальные аптеки оказались практически полностью вытесненными двумя-тремя крупными сетями. Которые, как отметили в ФАС, не покрывают всех потребностей рынка, а главное - не заинтересованы в сбыте недорогих препаратов и не обеспечивают население льготными лекарствами в рамках госпрограммы.

Сегодня, почти год спустя, положение не изменилось. ФАС продолжает обвинять «сетевиков» в анитисоциальной торговой политике, а «Васька слушает, да ест». Правда, Розздравнадзор и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) нынче тоже озаботились тем, что «в ряде территорий» устанавливаются высокие уровни торговых надбавок на лекарства. Отныне Розздравнадзор будет вести мониторинг цен на лекарства и регистрировать предельный уровень. Эти показатели сравнят с ценами, по которым лекарства поставляются на российский рынок, - это сведения предоставит таможенная служба. Ведь львиную долю лекарств в аптеках по-прежнему составляет импорт. Нашими, более дешевыми, «сетевики» торгуют неохотно. Навар маловат.

«Следить за ситуацией» в субъектах РФ намерена и Федеральная служба по тарифам. Но что она может? Пожурить за жлобство? Ведь закон не устанавливает ограничения на торговые наценки ни для производителей, ни для поставщиков. Регламентировать можно цены лишь в городских и муниципальных аптеках, а они, чтобы обеспечить минимальный необходимый ассортимент медикаментов, порой торгуют себе в убыток.

Есть и еще одна проблема: несмотря на то, что количество аптек в России увеличивается, мелкие торговцы лекарствами с гибкой ценовой политикой вытесняются с рынка теми самыми «крупными игроками», которые из года в годы вызывают гнев госнадсмотрщиков. Т. е. «нормальные» аптеки исчезают - открываются сетевые.

Однако это - только часть проблемы. Ведь, чтобы лекарство дошло до потребителя, в большинстве случаев требуется еще один посредник - врач. Здесь тоже, как говорится, всё не слава Богу. Правда, смотря на чей взгляд.

Принципы профессии и интересы капитала

Счет зарегистрированных по всему миру лекарственных препаратов идет на тысячи. Перечень интенсивно пополняется новинками - фармацевтические компании то и дело выбрасывают на рынки новейшие разработки или вариации уже известных лекарств. Ориентироваться в этом море таблеток и прочих форм медикам чрезвычайно сложно. Специализированные справочники регулярно обновляются, в медицинских изданиях публикуются статьи и рекламные материалы. Но ведь промежуточный адресат - врач может не обратить должного внимания на публикации. Поэтому компании стремятся к как можно скорейшему и многовариантному продвижению своей продукции: конкуренты могут опередить. Продвигают, не брезгуя неджентльменскими методами.

Британский журнал Psychiatric Bulletin писал о широком использовании фармацевтической индустрией тактики соблазна психиатров: от мелких подношений до организации бесплатного отдыха под видом участия в конференциях. И задался резонным вопросом: если пациенты узнают, что врачи подкупаются - вплоть до «премиальных» за количество выписанных рецептов, могут ли они быть уверены в искренности даваемых им терапевтических рекомендаций?

Проблема оказалась чрезвычайно актуальной. «Международный журнал медицинской практики» писал в 2004 году: «При столкновении принципов профессии и интересов капитала (медицины и фармацевтической индустрии) есть основания ожидать драмы. Эти отношения демонстрируют силу и слабость медицины - ее благородные устремления и постоянную неспособность в полной мере воплотить их. Одновременно они демонстрируют мощь, вклад в развитие общества и коррумпированность чрезвычайно доходной индустрии, чья продукция играет важную роль в укреплении здоровья населения и которая время от времени использует методы, вызывающие серьезное беспокойство, а иногда - преступные». Не удивительно, что, согласно результату анонимного опроса 1662 американских врачей, 9 из 10 из них получают вознаграждения от фармацевтических компаний.

Однако при такой чудовищной коррумпированности у американского (английского, французского...) медика все-таки есть выбор: полагаться лишь на собственное стремление узнать как можно больше обо всех новинках согласно своей специализации (благо возможности для этого неисчерпаемы) или же, поступившись честью и совестью врача, продаться фармацевтическим компаниям.

В России с отпуском медицинских услуг в стихию «свободного плавания» у многих врачей выбора просто не осталось. «Методы, вызывающие серьезное беспокойство», стали в медицинской среде обычным делом. В т. ч. - при назначении лекарственной терапии.

Врачей отсекли от информации

Для того, чтобы перенести в российскую медицину методики явного или скрытого подкупа, здесь - нашими же руками! - были созданы все условия. Первое из них - отсечение врача от информации. Вынужденное, конечно. Тем не менее, важнейшие средства повышения квалификации медработника - научно-практические конференции, курсы повышения квалификации - остались в советском прошлом. Если курсы худо-бедно работали (в основном - в крупных городах), то на проведение медицинских форумов не было средств. Скажем, постоянное многолетнее общение и обмен опытом врачей-специалистов из стран Европы на зарубежных форумах и конгрессах давно сформировали то, что уважительно называют «европейской школой». Медики знаменитой когда-то на весь мир советской школы выпали из международного процесса. По причинам финансового характера российские специализированные библиотеки перестали выписывать зарубежные медицинские издания, реферировать их, переводя на русский язык. Вообще выпуск переводной медицинской литературы сокращался из года в год. Между российской и зарубежной медициной опустился «информационный занавес».

Фармацевтические агенты

Ситуацией информационного голода воспользовались западные гиганты фарминдустрии. Их представители ринулись на пространство СНГ с презентациями, конференциями, курсами повышения квалификации для врачей. «Спасители» на собственные деньги издавали справочники, снимали видеофильмы, арендовали залы и пансионаты для презентаций. Сувенирами, наглядными пособиями, плакатами и канцтоварами с фирменной символикой «приносящих дары данайцев» врачебные кабинеты украшались, как выставочные стенды. Неудивительно: ожидалась большая отдача. Разумеется, медики знали цену этих просветительских миссий: конечно же, не борьба за образованность врача из СНГ, а борьба за врача-рекомендателя, завербованного агента фармацевтической фирмы, который будет проталкивать ее продукцию.

Отдача последовала незамедлительно. Отрабатывая подношения, врачи утешали себя тем, что в глазах пациентов они повышают собственный авторитет: ну как же - зарубежная компания выбрала их своими партнерами! Значит, и лекарства они пропишут не абы какие, а самые современные и эффективные!

Несмотря на требования всевозможных комиссий по этике прекратить заниматься во врачебной практике рекламированием лекарственных препаратов, массовый подкуп продолжался. Просто со временем его формы стали деликатнее. И потом, какой у медиков был выбор? Руководители стран СНГ не обеспечивали и толком не обеспечивают до сих пор необходимой информацией представителей самой гуманной профессии. В России, между прочим, на них возложена благородная миссия исполнителей программы «Здоровье нации»! Выходит, в ней принимают хотя и скрытое, но все же непосредственное участие и зарубежные фармацевты?! В их добросовестности, понятно, по-прежнему никто не сомневается...

Вместо таблетки примите рекламу

В Белоруссии, где проблемы с реализацией и потреблением лекарственных препаратов во многом похожи на российские, на недавнем республиканском совещании «Этическое продвижение лекарственных средств» было с тревогой заявлено, что «активная реклама приводит к навязыванию потребления лекарственных средств. Это происходит за счет стимулирования врачей и фармацевтических работников, которые продвигают по просьбе заинтересованной стороны определенные лекарства через рекомендации, выписку рецептов препаратов строго определенных производителей». Сложилась ситуация, подчеркнули участники совещания, когда, продвигая лекарственные средства, доктора получают информацию о них не из независимых источников, а непосредственно от производителей, которые часто не обращают их внимание на побочные эффекты, дают однобокую информацию, преподнося лекарство как панацею от всех болезней. Хуже того: все чаще лекарство назначает сам себе пациент!

Таким образом, на сознание потребителя - будь то в Белоруссии или в России - воздействуют с нескольких сторон: скрытая реклама уверяет, что ему нужно именно это и никакое другое лекарство; врач, к которому обращается пациент, будучи ангажирован фирмой, охотно откликается: разумеется, это, оно ведь лучшее! - и выписывает рецепт. Ну а аптека принятый рецепт засчитывает себе в плюс: разрекламированное лекарство своевременно закуплено и продается с максимальной прибылью.

Получается, в барыше все, кроме пациента. А он-то хотя бы вылечится за свои кровные? Кто ж знает! Ведь только врачу известно, нужно ли больному именно это лекарство и не пострадает ли здоровье того, кто доверился авторитету эскулапа. Но врач ничтоже сумняшеся лишь заверяет своей печатью на рецепте выбор даже не зомбированного рекламой пациента, а, по сути, производителя, ловко скормившего очередную дорогостоящую пилюлю: одобряю!

Даже если государство в конце концов по-настоящему встанет на защиту интересов пациента - потребителя лекарств и добьется снижения цен в розничной торговле медикаментами, это вовсе не означает, что наше население получит верное лечение. Врачи знают: две трети недомоганий вообще не нуждаются в медикаментозной терапии. Правда, теперь об этом предпочитают не говорить: если реальных болезней на самом деле так мало, для чего нужно столько лекарств? Но, видимо, их производители не зря цинично шутят: была бы болезнь, а лекарство найдется!