Лес рубят - деньги летят: Москву оставят без \"легких\"
На модерации
Отложенный
30 июня защитники Химкинского леса провели акцию, направленную против его уничтожения. Им уже удалось добиться отмены мэром города Химки согласования о строительстве через лес магистрали Москва—Санкт-Петербург. Однако принятые Госдумой поправки в Лесной и Земельный кодексы лишают защитные леса иммунитета. Остается опасность вырубки Химкинского лесопарка. Впрочем, как и любого лесопарка в стране.
Почти 90% кислорода в Москву поступает из леса, что защитным поясом окружает город. Именно по этой причине «легкие» столицы имеют специальный статус.
Однако не все могут смириться с тем, что в Москве и за ее ближайшими пределами остается не освоенным такое количество земли. Существует два механизма уничтожения лесной зоны. Первый — так называемое «благоустройство». Приезжают рабочие на бульдозерах и разрушают целостное пространство леса: вырубают подлесок, поверх лесной почвы с полезными микроорганизмами насыпают 20—50 см котлованного или пылевидного грунта, сеют газон, осушают болота и ручьи. Если раньше лес обслуживал себя сам, то теперь «освоенная» территория нуждается в ежегодном и щедром вливании бюджетных средств для поддержания озеленения. Второй механизм уничтожения — застройка: перевод земель лесного фонда «в иные категории» «для нужд государства». Этот метод работает в области. Территорию очищают под застройку, изменяя границы населенных пунктов. «Сейчас в Госдуме готовят законы, позволяющие выселять москвичей в Московскую область, а петербуржцев — в Ленинградскую, — говорит депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. — А между тем в этих областях собираются вырубить под коттеджи, гостиницы и торговые центры все леса. И исчезнет единственное преимущество пригородов перед мегаполисами». По данным директора Центра охраны дикой природы Алексея Зименко, в Москве от причин, напрямую связанных с загрязнением окружающей среды, ежегодно умирает 11 тыс человек. В Москве всего за 7 лет площадь природных территорий в городе сократилась на 10 тыс га, или на четверть.
Освоение территории
Часть Бирюлевского лесопарка, которую включили в Царицынский музей-заповедник, была погублена благоустройством. В 2006 году превратили в озелененную территорию лес на Покровской, левобережной стороне парка, в 2007 году заработали жернова «Рабочего проекта реставрации и приспособления исторического парка ГМЗ «Царицыно», в 2008-м — проекта «Благоустройство территории по ул. 3-я Радиальная ГМЗ «Царицыно»…
«Указанные проекты нарушали правила охраны окружающей среды, — говорит Андрей Маргулев, юрист, учредитель объединения «Царицыно для всех», — в них было предусмотрено строительство дорог (с бетонным «корытом» глубиной 40—70 см), создание газонов на завозном грунте, декоративных фонарей с подземной прокладкой кабеля на глубине 70—80 см, чем была нарушена ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ: «В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями». Вырубили несколько тысяч деревьев и несколько сот тысяч кустарников (в основном поросли деревьев). Разумеется, никаких признаков преступления в описанном уничтожении леса следственные органы не усмотрели…»
Еще одно «освоение территории» чиновники затеяли в 2004 году в Химкинском лесу. Государственный заказчик автомагистрали Москва—Санкт-Петербург ФГУ «Дороги России» обнародовал схему прохождения будущей трассы. Магистраль (участок 15—58 км) прочертили по территории городского округа Химки прямо по центру лесопарка.
На схеме хорошо видно, как по территории Москвы магистраль проходит в едином транспортном коридоре с Октябрьской ж/д. И вдруг резко сворачивает вправо в районе Бусиновской развязки и, пройдя в Левобережной части Химок, мимо окон многоэтажек по ул. Совхозная, буквально впивается в Химкинский лес. «Другим признаком явной аферы во всем этом строительстве является наличие 4 развязок на участке 15—29 км, в то время как для подобной скоростной автомобильной магистрали их допускается только одна на 20—30 км. Предложенный вариант делает путь до Питера значительно длиннее», — говорит Маргулев.
И все-таки в 2006 году на свет появляется постановление правительства Московской области от 28.04.2006 №358/16 «О мерах по строительству скоростной автомобильной магистрали Москва—Санкт-Петербург и развитию связанных с ней территорий Московской области». В нем говорится, что 6-километровую полосу вдоль дороги отдадут под коммерческую застройку, а это значит, что 2/3 Химкинского леса сгинет под топорами (примерно 600 га).
Президент пошел на поправку
Пока химкинские защитники цитировали часть 6 из статьи 86 Земельного кодекса: «Перевод земель лесного фонда, на которых расположены лесопарки, в земли иных категорий запрещается», Госдума уже вовсю трудилась над поправками, которые приняла в марте этого года. Николай Козлов и его соратники узнали о поправках случайно, за несколько дней до их подписания президентом. Успели направить Медведеву письмо, собрать подписи, созвать пресс-конференцию, в ответ получили… поправки.
«Главная поправка лишает лесопарки иммунитета, — рассказывает Николай Козлов, — из статьи 86 Земельного кодекса РФ убрали часть 6, тем самым разрешили переводить земли защитных лесов в иные категории. Это значит, что теперь их можно беспрепятственно вырубать».
Лесопарков больше нет?
Этот вопрос облетел весь Интернет. Ответ дал Медведев, подписав поправки.
«В борьбе за окружающую среду сложилась аховая ситуация, — рассказывает Евгения Чирикова, лидер движения в защиту Химкинского леса. — На протяжении двух лет мы протестовали, писали письма. На нашем сайте http://www.ecmo.ru мы проводим всероссийскую акцию по защите лесов. На пути скоростной автомагистрали лежит не только наш лес, дальше находятся лесные угодья Солнечногорского и Клинского районов, Тверской и Ленинградской областей. Об этом, к сожалению, молчат. Единственный человек, который систематически описывал проблемы вырубки Химкинского лесопарка для строительства магистрали, был Михаил Бекетов. Через три недели после выхода его статьи «Химкинский лес приговорен» на журналиста напали. За что человека сделали инвалидом? За то, что он боролся за свои и наши права».
Химкинская катастрофа
В Химкинском лесу до 90-х годов не было птиц. Предприятия космической отрасли испытывали здесь ядовитое топливо. Однако в последние годы лес самооздоравливается. И вот именно сейчас ему грозит вырубка.
«Трасса, которая пройдет прямо через лес, нарушит его целостность, — рассказывает Иван Смирнов, кандидат сельскохозяйственных наук, бывший научный сотрудник Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства. — А ведь в Химкинском лесопарке обнаружили два клюквенных болота, которые редки в Подмосковье и просто уникальны для столицы. Рядом с ними растут старовозрастные дубравы. Соседство клюквенных болот и дубрав — вообще большая редкость. По проекту прокладки дороги одно из клюквенных болот будет полностью уничтожено, а другому перекрывается сток, поэтому оно тоже со временем исчезнет. А ведь здесь обитают редкие виды растений и насекомых, внесенные в Красные книги».
Лишь одна строка в законе еще может спасти Химкинский лес от вырубки.
«Дело в том, — говорит Андрей Маргулев, — что действующая после 1 января 2007 года норма статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускает строительство объектов государственного или муниципального значения только «при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов». В случае с Химкинским лесом другие варианты были и есть. Сведения об их рассмотрении предоставлялись Федеральным дорожным агентством весной 2008 года (письмо руководителя Федерального дорожного агентства РФ Олега Белозерова от 27.05.2008 №01-9/5069 — ответ на запрос Евгении Чириковой).
Битцу отстояли
В Битцевском парке недавно начали выращивать… забор. По старинке, никого не спрашивая, при этом «выбрили» порядочный клок травы. Сначала говорили о строительстве здесь дома для престарелых, но потом решили «возвести» ресторан. Противостояние строителей с жителями проявилось в ликвидации забора-рабицы и сожжении в ночь с 27 на 28 мая бытовки. А 2 июня на пикет вышли более 300 человек. И уже через три недели префект ЮАО Юрий Буланов признал ошибочным изданное распоряжение, разрешающее строительство. Руководитель Московского отделения фракции «Зеленая Россия» Вадим Богловский отмечает, что «у жителей района богатый опыт по защите своего леса: еще в 80-х годах они опротестовали планировавшийся перевод в Битцу московского зоопарка.
На втором пикете, прошедшем 25 июня, зам. главы управы района Северное Чертаново показал решение, согласно которому строительство ресторана должно быть прекращено. На вопросы о сроках реализации этого решения только после многократных требований дали конкретный ответ — 10 дней на разрыв контракта, плюс 30 дней на демонтаж стройплощадки и восстановление порушенного».
Вместо комментария
В московском Департаменте природопользования и охраны окружающей среды не смогли ответить на вопросы «Новой», действительно ли площадь природных зон в Москве с 2002 по 2009 г. сократилась на четверть и насколько вредно благоустройство для экологической системы столичных лесопарков. Прокомментировать проблему Химкинского лесопарка в департаменте отказались, так как лес находится «вне ведения департамента». Однако в ответ на запрос депутата МГД Сергея Никитина от 19.03.2009 №3-6-3237860/9 руководитель департамента Леонид Бочин ответил: «Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы возражает против проведения работ на территории Химкинского лесопарка, которые могут нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и повлекут за собой распад и гибель прилегающих к автодороге участков Химкинского лесопарка, что обусловит ухудшение экологической обстановки в Московском регионе».
Комментарии
- стыдно отвечать.