Два мира, два миллиардера

На модерации Отложенный

Весьма своеобразно отнеслись к приговору Мэдоффу критики Ходорковского. Они обрадовались как дети, что в далекой Америке, претендующей на роль мирового демократического лидера, старику-миллиардеру Мэдоффу дали 150 лет и как-то никто не возникает, не требует ему свободы и не называет политзаключенным. А у нас... И так далее – все, что вы и без меня знаете или говорите в адрес Ходорковского.

Ну, если бы Мавроди дали 150 лет, я лично не возражала бы. Как не возражаю и против 150 лет старику Мэдоффу. Эти ребята занимались одним и тем же делом, но в разных масштабах – строили финансовые пирамиды. Но Мавроди никто ни 150, ни 15 лет не дал. Да и сумма, которую он должен выплатить жертвам игры в пирамиду, несопоставима с той, которая присуждена американскому факиру. Если не ошибаюсь, наш Мэдофф обошелся четырьмя с половиной годами. Но вот ведь удивительно – те, кто так радуются приговору Мэдоффу, совершенно не вспоминают о его российском «коллеге». Зато тут же вспоминают о Ходорковском.

С чего бы? Во-первых, Мэдофф признал себя виновным. Не резануло, что его собственные адвокаты просили ему 12 лет? Именно поэтому. Потому что он сказал: нет никакого бизнеса, это пирамида. Во-вторых, никакой Буш и никакой Обама и даже их правые или левые руки Мэдоффа не «заказывали». И американская власть ничего на этом деле не наварила – не заимела отличную компанию, не присоединила ее к государственной, не сильно удачно работавшей до этого, не сделала ее таким образом большой и удачно работающей, не назначила в совет ее директоров правую руку президента, правда?

В-третьих, Мэдофф обманул конкретных людей, которые потеряли конкретные суммы, и эти люди названы поименно в длиннющем списке. Оставим в стороне чрезвычайное нелюбопытство людей, зарабатывавших процент куда выше рыночного и не усомнившихся в надежности такого вложения денег. В конце концов, вкладчики считали, что Мэдофф занимается инвестициями, и очень удачно, видимо. Оставим в стороне гениальную психологическую схему «избранности» тех, кто имел дело с Мэдоффом, который не у всякого брал деньги, что усиливало впечатление, что он человек серьезный и как бы лично отвечающий за вложенные средства. Итак, человек дивно реализовал знаменитый принцип пирамиды, а потом она рухнула на его голову, когда отток денег в кризис превысил приток и пирамида перестала «работать».

Кто бы мне объяснил, что тут общего с Ходорковским? Один был миллиардером и второй был миллиардером? Этого достаточно? Кстати, не исключаю, что это так. У нас в стране для некоторых этого достаточно. Как правильно сказал один мой знакомый, некоторым так проще. Если Ходорковский миллиардер, то, значит, он мошенник. Я вообще заметила по бесконечным разговорам, которые приходится вести на эту тему, что отношение к Ходорковскому – это подчас результат некоего внутреннего диалога людей с самими собой. Если я не умею так, как Ходор, значит, так невозможно вообще или я дурак. Ну кому приятно так о себе думать. Гораздо проще тупо повторять «вор должен сидеть в тюрьме», не пытаясь разобраться, кто у кого что украл и кого, собственно, считать вором.

И радоваться, что вот и америкосы заперли богача, известного всему Уолл-Стриту, на 150 лет, тоже, поди, не бездарного, раз он так чудненько всех водил за нос.

Я спросила знакомого бизнесмена, не знакомого с Ходорковским и не имеющего отношения к ЮКОСу, чем отличается Мэдофф от Ходорковского. Он ответил:

1. Тем, что обвинения в адрес Мэдоффа абсолютно понятны, а обвинения как старые, так и новые в адрес Ходорковского мне понять не удалось, хотя, видит Бог, я старался.
2. Тем, что Мэдофф организовал и поддерживал долгое время колоссальную по объему пирамиду – схему Понци, как называют ее на Западе, или схему Мавроди – МММ, что более понятно для наших граждан. А Ходорковский просто на развалинах разных нефтяных компаний создал когда-то самую эффективную и прозрачную НК «ЮКОС».
3. Тем, что в уголовном деле против Мэдоффа ясны все пострадавшие, т. е. наличествуют надлежащие истцы. Независимо от того, что я не понимаю, в чем обвиняют Ходорковского, я не понимаю и кто пострадал в результате его деятельности.
4. Тем, что у Мэдоффа, как и у наших так называемых бывших олигархов, были все атрибуты «красивой» жизни, включая дорогие яхты. Ходорковский, насколько мне известно, жил несопоставимо скромнее.
5. Тем, что люди, инвестировавшие в «бизнес» Мэдоффа, подали на него в суд, поскольку потеряли огромные деньги на его деятельности. А люди, инвестировавшие в бизнес Ходорковского, пытаются судиться с российским государством, из-за действий которого был развален ЮКОС, и они потеряли в результате огромные деньги.
6. Тем, что Ходорковского сначала арестовали, а потом, через длительное время, предъявили обвинение и осудили. А Мэдоффу сначала предъявили обвинение, потом провели следственные действия и арестовали уже фактически перед самым вынесением приговора.
7. Тем, что Мэдофф чистосердечно раскаялся и признал свою вину. А у Ходорковского, вероятно, не хватило ума понять, в чем он виноват, поэтому вины своей он не признал.
8. Ну и, наконец, всем тем, чем отличается очень крупный и талантливый жулик от очень крупного и талантливого бизнесмена. Впрочем, большая часть народа отличий между жуликом и бизнесменом не видят, и, к прискорбию, иногда, особенно в окологосударственном бизнесе, это действительно так.

Я добавлю еще одно различие. Вот здесь картинки, как судили Мэдоффа и как его привозили в суд. Обратите внимание на отсутствие клетки или аквариума с трогательным замочком и внушительной цепью на двери, напоминающей те, которыми развлекаются любители садо-мазо. Эти детали в зале Хамовнического суда притягивают мой взгляд как символы неизбывного идиотизма. Обратите внимание, как элегантно одет для поездки в суд человек, которому дали 150 лет. Обратите внимание, как его привозят и как проводят в здание суда. Там, видимо, не считают необходимым унижать обвиняемого, даже такого, который признал свою вину и которому «светят» 150 лет.