Запад хотел уничтожить Россию еще 90 лет назад
На модерации
Отложенный
Ровно 90 лет назад, 28 июня 1919 года, в Версале, пригороде Парижа, был подписан мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну. С одной стороны, договор подписали страны-победительницы: США, Британия, Франция, Италия и Япония, а также Бельгия, Боливия, Бразилия, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия и Уругвай.
Ну а с другой стороны договор подписала побежденная Германия. Документ лишал ее 70 тысяч квадратных километров территории и всех колоний, на нее накладывалась огромная контрибуция, и отныне Германии разрешалось иметь лишь потешную (не более 100 тысяч человек) армию.
Вместе с договорами, позднее подписанными странами Антанты с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией (Сен-Жерменский от 10 августа 1920 года, Нейиский от 27 ноября 1919 года, Трианонский от 4 июня 1920 года и Севрский от 10 августа 1920 года, Лозанский, подписанный двумя актами - от 30 января и от 24 июля 1923 года), Версальский договор с Германией составил так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира.
Впрочем, как уже тогда отметил французский маршал Фош, Версальская система с самого начала означала не мир, а лишь перемирие. Стремление организаторов конференции принудительно удалить с первых ролей мировой политики нежелательных им держав - Германию и Россию, изолировать их от себя путем создании «буфера» в лице новосозданных этногосударств не могли являться основой для прочного мира в Европе - даже несмотря на одновременное создание Лиги наций.
Как считает сейчас большинство историков, именно унизительные условия Версаля обусловили дальнейший приход к власти в Германии Гитлера. И захват Германией Австрии (1938), Чехословакии (1938-39), Клайпеды (1939) и ее нападение на Польшу (1 сентября 1939) фактически означали окончательную ликвидацию Версальского договора и порожденной им системы.
Что же касается России, которая внесла огромный вклад в общую победу, то западные державы даже не пустили ее на порог Версаля. Хотя представители Белого движения, напрашивавшиеся было на конференцию (с большевиками ее организаторы предпочли вовсе не иметь дело), и напоминали им о секретных предвоенных протоколах Антанты, по которым западные союзники России обещались ей после войны отдать Босфор и Дарданеллы - проливы, контролирующие выход в Средиземное море.
«Русский вопрос» в Версале, впрочем, стоял и даже был «решен» - но весьма, надо отметить, своеобразно. Как отмечает сайт «Хроно.ру», в ходе обсуждения отношения западных держав к Советской России обнаружились различные подходы к решению «русского вопроса», но сущность политики империалистов сводилась к ликвидации революционных преобразований в России. Вот что пишет, например, в своей книге «Вудро Вильсон» современный и3.М. Гершов: «20 января на конференции выступил бывший французский посол в России Ж.
Нуланс. Этот воинствующий интервенционист основной акцент делал на «ужасах большевизма». На следующий день первым взял слово бывший датский посол в России Э. Скавениус, также призывавший к продолжению интервенции. Следующим оратором был Вильсон... Отклонив доводы сторонников вооруженной интервенции, президент (США) заявил: «В создавшейся в России ситуации ясно одно: союзники, вступив в борьбу с большевизмом с оружием в руках, в действительности помогают делу большевизма. Утверждение, что союзники действуют против народа (России) и хотят установить свой контроль над страной, дало большевикам возможность набрать целые армии. Если, с другой стороны, союзники смогут отбросить свою гордость и естественное отвращение (!), которое они питают к большевикам, и встретятся с представителями всех организованных группировок (в России), это нанесет серьезный ущерб большевизму». Глава американской делегации предложил пригласить представителей Советского правительства и контрреволюционных правительств на территории России на специальную конференцию в Салоники или на остров Лемнос. При этом он недвусмысленно заявил, что США исключают возможность дипломатического признания Республики Советов». Организаторы Версаля согласились с основными положениями Вудро Вильсона.
В итоге Версальского договора историческая Россия (та, что была до войны) потеряла 14% своей территории (Финляндию, Польшу, часть Западной Белоруссии и так далее) И все-таки это было меньше, чем большевики отдали Германии по Брест-Литовскому миру, но гораздо больше, чем то, на чем настаивало Белое движение, отмечали «Вести.ру». Разрозненные, слабеющие русские генералы просили недавних союзников помочь свергнуть большевиков. И последовала интервенция - на Север, Дальний Восток и Юг России. «Вот эти месяцы - конец 18-го, 19-й год - завершение работы Версальской конференции,- замечает Наталья Нарочницкая.- Англичане занимают всю дорогу от Баку до Батуми, и лорд Бальфур заявляет открыто без стеснения: «Единственное, что нас волнует на Кавказе,- кто контролирует железную дорогу, по которой качается нефть. А аборигены пусть хоть разорвут друг друга на куски».
В Европе и Америке никак не могли решить, чего бояться больше - Советов или сильной России, потому более или менее явно помогали то тем, то другим. Ленина же интересовало одно - удержаться у власти. В марте 1919-го, когда советский режим «повис на волоске», он был готов отдать союзникам не только Финляндию и Польшу, но еще Мурманск, Архангельск, Эстонию, Латвию, Литву, Белоруссию, пол-Украины, Крым, весь Кавказ, Урал и Сибирь - только бы не помогали Колчаку, Деникину и Врангелю. И Антанта помощь Белому движению прекратила, явно рассчитывая, что Советам осталось жить считанные недели. Советские же вожди не сомневались, что империалистическому миропорядку срок - от силы два года, и будет другой - пролетарский миропорядок. Ошиблись и те, и другие. И в итоге Версальская система прожила лишь два десятилетия.
Комментарии