Мечты о светлом будущем вредны

На модерации Отложенный

Нет - что не говорите, а двадцать лет назад, на пике горбачевской \"революции сверху\", совсем не думалось, что и в 2009 году мы все еще будем спорить об обустройстве России. И при этом - все еще не жить как нормальные люди, не учиться у них, а продолжать топтание на месте по тому же модернизационному полю. И не замечать ползучую, но каждодневную и неуклонную, еще большую деградацию страны. Тогда казалось: вот оно - счастье: сбылась мечта идиота. Отменена шестая статья. Элиты, и общество, продвинутая интеллигенция и трудящиеся массы пришли к консенсусу: наконец-то признаем выбранную в 1917 году дорогу тупиковой. Наконец-то возвращаемся на торный путь. Тот самый, по которому давно и успешно продвигаются не только европейцы с американцами, но и японцы, корейцы, индусы, а отчасти даже жители ОАЭ, китайцы, турки, египтяне. Но нет - волны рассуждений о \"мессианстве\" и \"русской идее\", прочих невероятных утопий не устают хлестать несчастный берег бытия.

То, что русские в частности и славяне в целом склонны к утопиям - факт медицинский. \"Судите сами, - пишет плодовитый автор популярного околоисторического чтива Андрей Буровский в своей книге \"Россия, которая могла быть\", - Ни на острове Корсика, ни на Сицилии никакие утопии никогда не осуществлялись. В Испании в 1920-е годы попытки осуществить то ли коммунистическую, то ли анархистскую утопию провалились. А вот в любой из славянских стран хотя бы однажды, да были попытки строить утопии. Даже такая положительная, часто воспринимаемая как скучная страна Чехия и та прыгнула в XV веке. Так, что чуть вообще не погибла\".

Здесь красноярский профессор вспоминает, разумеется, радикальных гуситов, призывавших к созданию \"общества равных\" - прообраза Царства Божьего на земле. Проливших во славу своей утопии моря вполне реальной человеческой крови, и кончивших, разумеется, плохо - разгромом в ходе крестового похода объединенной Европы, онемечиванием Чехии на долгие века.

Буровский пишет, что разве только соседняя Польша стала \"счастливым исключением\" из пленявших мозги славян утопий. Но и с этим утверждением можно поспорить - крайности только у поляков были другими: не ранний наивно-религиозный социализм низов, а утопия уже либеральная, в плане широчайших дворянских вольностей правящего класса. В самом деле - чего стоит одно право шляхтича на конфедерацию и рокош, да \"либерум вето\" - возможность самого ничтожного депутата сейма прекратить обсуждение вопроса и полностью парализовать работу парламента своим \"не позволям\"!

Стоит ли удивляться, что и тут конец утопии был ужасным: постепенная деградация величайшей восточноевропейской державы в XVII-XVIII веках, утрата независимости, раздел больше чем на век между Россией, Германией и Австрией.

О крахе утопии югославской - этатистской идеи единого государства южных славян, зародившейся в умах первых балканских философов еще в XVII веке - не стоит и напоминать: кровавый распад еще вчера крупного \"лидера движения неприсоединения\", \"ласкового теленка\" сосавшего двух маток - и Запад, и Восточный блок, произошел на наших глазах. Да неизвестно - достиг ли еще финальной фазы.

Что там Югославия и Броз Тито, на роль которого на новом историческом витке претендуют уже Тимошенко с Лукашенко - даже, казалось бы, совсем невинных болгар - и то цепляли те или иные грезы.

То прогерманская ориентация с Сакскобургготской династией на троне, то реинкарнация коммунистов у власти в 90-е, то еще одна крайность - все то же бывшее Саксобургготское Величество в премьерах.

На фоне славных дел и \"тараканов в головах\" у братьев-славян стоит ли удивляться невероятной пленительности утопий для Руси, чье массовое сознание до сих пор исковеркано и опричниной Ивана Грозного и \"беловодьем\" русских староверов, и петровским \"регулярным государством\" по Лейбницу и \"красным проектом\" Сталина? Все эти - столь разные как торф, песок, перегной и дерн, компоненты причудливо перемешиваются в питательную почву для уже новых фантазий - от технократической крупново-калашниковщины до социальной эгалитарной мухинщины и элитарной дугинщины.

В чем же причина пленительности утопий для славянства? Говорить о том, что это, мол - одно из проявлений нашей \"загадочной души\" и \"особого пути\" нельзя - тут мы сами не заметим, как перебирая красивые слова скатимся в обыкновенный расизм. К тому же, пресловутый \"особый путь\", и \"загадочная душа\" - это всего лишь кальки с немецкого языка.

...

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы

Что нам без немцев нет спасенья!

...

Кальки с языка народа, тоже 60 лет назад с головой окунувшегося в кровавую нацистскую утопию и в итоге опять (уже неудивительно, да?) крепко получившего по шее. Выходит, не в расовой теории тут дело, а в другом. В том, что Восточная Европа, где живут славяне, а отчасти - и немцы - всегда была беднее Западной. Веками отставала и по уровню развития производительных сил, и в социальном плане, и в области общей культуры населения. Наконец - жила в условиях не самого приятного континентального климата - когда либо холодно, либо жарко, но так редко бывает залитая солнцем \"золотая середина\" с комфортной прохладой!

Но признать свою отсталость, смирить гордыню, обратиться с просьбой принять в ученики к жителям стран демисезона всегда непросто - это удел сильных. Ведь скажи и сегодня даже многим просвещенным людям что Россия - всего лишь периферия европейской цивилизации, точно такая же, как, например, те же Балканы или Скандинавия с Прибалтикой - рискуешь нарваться на нешуточный скандал! Разумеется, считать себя особым, мессианским \"пупом земли\", закрывая глаза на \"отдельные недостатки\", за которыми уже становится незаметен сам человек - дело более приятное! Этакий социальный наркотик и для верхов (нет осознания своей ущербности по сравнению с западными \"мистерами\"), и для низов (живем хреново, зато не \"загниваем\" - у нас офигительная духовность).

И вроде всем бы хорошо такое опьянение гордыней, да вот беда - конец всегда бывает в лучшем случае печальным, как у Советского Союза в 1991-ом, а то и откровенно страшным - как у гуситов, югославов, поляков и \"петровского проекта\" в 1917-м. При этом самую горькую чашу, как это обычно водится, выпьет и без того опьяненный и замордованный утопией \"маленький человек\".