Россия и Нигерия: черное и белое, инь и ян

На модерации Отложенный

Сегодня российский президент Медведев, который сейчас катается по Африке, пожимал руку нигерийскому президенту Умаре Яр\'Адуа. И почти никто не вспомнил, что он пожимает руку своему двойнику. Один повыше, другой пониже. Один (наш) лицом кругл и здоров, другой (их) худой и осунувшийся. Наконец один черный, другой белый. Один, можно сказать, инь, другой - ян.

Однажды в блоге я сравнил Украину с Мадагаскаром, где - а вовсе не в Тбилиси и Киеве - победила первая цветная революция эпохи Буша-мл. Одна из украинских читательниц обиделась и предложила в отместку сравнить Нигерию с Россией. В рабочий полдень четверга выполняем заявку с Украины.

Нас 145 миллионов, их 150 миллионов, мы торгуем нефтью, они торгуют нефтью, нами правите преемник, ими правит преемник. У нас инь, у них ян: президент Яр\'Адуа.

Черный Медведев

У нас была проблема 2008 года (когда срок Путина стремительно истекал, и что-то надо было делать, а что именно, долго не могли решить). У них была проблема 2007 года. Отслужив два срока, национальный лидер, президент Олусегуна Обасанджо, пришедший к власти в 1999 г. («такого как Путин»), начал думать, что будет со страной после того, как он уйдет. [Олусегун Обасанаджо. Фото: wikipedia.org] Рассматривался вариант третьего срока, даже изменение конституции. Но от него отказались. Обасанджо привез в столицу на съезд правящей Народной демократической партии Яр\'Aдуу, который тихо правил отдаленной северной провинцией. Съезд выбрал его кандидатом в президенты 90% голосов. В апреле 2007 г. - ровно за год до наших - прошли всенародные выборы: Яр\'Адуа получил 70% голосов избирателей. Оппозиция и международные наблюдатели объявили, что в ходе кампании власть использовала административный ресурс в СМИ в виде давления на губернаторов и избирательные комиссии, а под конец еще всех обсчитала. И сколько «ян» Медведева получил голосов, на самом деле известно одному только духу реки Нигер. Зато доподлинно известно, что стало с «яном» Путина: экс-президент Олусегуна Обасанджо немедленно стал лидером правящей партии - «Народной демократической». У которой большинство в парламенте. С этого удобного места он и сейчас контролирует назначения в правительстве, и даже детали политического курса.

Единая Нигерия

Моя украинская читательница, расстроенная сравнением Украины с Мадагаскаром, может радоваться. Все выглядит так, будто российское руководство исполнило в 2008 г. пьесу, написанную в Нигерии в 2007 г. Нигерийский сценарий для великой России - для нас, подсознательных белых супрематистов - звучит также непрестижно, как мадагаскарский сценарий для демократической Украины. А вот поди ж ты.

Сходство доходит до отдельных слов и выражений. Когда ушедшего Обасанджо обвинили в том, что за 8 лет его правления в Нигерии не стало больше хороших дорог, водопроводов, школ и больниц (ну что там обычно говорит оппозиция), он ответил, что в 1999 г. речь шла не о дорогах, а о спасении отечества. «В 1999 г. Нигерии был нужен не президент, который построит дороги, починит электросети и водопровод, а президент, который смог бы сохранить единство страны». И еще: «Когда я вступал в должность, кто-то сказал мне, что я буду последним президентом Нигерии. В том смысле, что скоро не будет Нигерии, чтобы кто-то мог стать ее президентом.

Вот как плохи были дела». Помнится, в начале первого срока Путина обсуждали какой-то вполне не секретный прогноз ЦРУ о дальнейшей дезинтеграции России к 2010 году.
[Абуджа, столица Нигерии. Фото: Reuters]

Избушка ледяная

А теперь моя украинская читательница перестает радоваться сходству, и слушает про разницу. И Россия, и Нигерия - нефтяные режимы со стандартным набором политических и экономических пороков. Главный из которых: верхушка получает деньги для себя и для управления страной не снизу - от налогоплательщиков, которым она поэтому ничем не обязана, а сбоку - от нефтяных и газовых компаний. И это еще хорошо, если сбоку. Иногда этот бок переезжает наверх.

Но у этого правящего слоя в разных нефтяных державах разная плотность. В России этот слой песчаный. Нефтяные деньги орошают его, но и просачиваются ниже. А в Нигерии он глиняный. Вниз не пропускает почти ничего. Официально 16% доходов от нигерийской нефти покрывают расходы на добычу, 4% идут на прибыль инвесторам - крупным западным нефтяным корпорациям, 80% достаются нигерийскому государству. Однако, по данным Всемирного банка, из-за эпических масштабов коррупции только 1% из этих доходов доходит до населения. В Нигерии нет ничего похожего на некоторое всеобщее нефтяное благополучие - пусть иллюзорное, пусть временное, пусть не совсем всеобщее - но все равно всеми у нас замеченное. В Нигерии для большинства населения дело обстоит так, словно они живут в стране, которая вообще не добывает и не продает нефть.

Отсюда результат, описанный в колонке Максима Саморукова на slon.ru.

«Более 70% населения Нигерии заняты в первобытном аграрном секторе. В России большинство населения работает в сфере услуг и промышленности, а доля сельского хозяйства - всего 10%. По качеству инфраструктуры и человеческому потенциалу Россия безусловно далека от мирового лидерства, но на фоне Нигерии смотрится очень даже выигрышно. В России производится в 50 раз больше электроэнергии, в 4 раза больше владельцев сотовых телефонов и Интернет-пользователей, ожидаемая продолжительность жизни почти в 1,5 раза длиннее, а детская смертность в 12 раз ниже. Наконец, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в России в 2008 г. составил $15,9 тыс., а в Нигерии - каких-то $2,1 тыс.».

Бывает избушка лубяная, бывает ледяная. Бывает правящая верхушка песчаная, бывает глиняная. Глиняная - это как в Нигерии. Это когда обычному нигерийцу вообще все равно, сколько стоит нефть. Она все равно как будто бы добывается не в его стране, а заграницей.

И вот результат для глиняной элиты. И операция преемник прошла там не так гладко, и действующему президенту, и ушедшему, живется не так спокойно. Продлить президентские полномочия на третий срок нигерийскому национальному лидеру Обасандже в 2006 г. не дал сенат (разве у нас такое бывает?). Теперь, когда он больше не президент, его пытаются обвинить в коррупции. Его преемнику, черному Медведеву, живется менее спокойно. Обама вовсю готовится к визиту в Россию. А оттуда поедет в Африку. Но не в Нигерию. Хоть гордые своей демографией нигерийцы называют свою страну «африканским гигантом» и «великой».

Эй вы, там, наверху: не превращайтесь в глину. Для вашего же здоровья.