Сколько же жизней унесла Великая Отечественная?
На модерации
Отложенный
«22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война» - наверное, самая цитируемая песня в Рунете за последние несколько дней.
О 68-й годовщине начала Великой Отечественной войны помнят все, и пишут и молодежь, и старшее поколение.
Вспоминаю недавнюю встречу с американскими студентами в далеком Нью-Йорке. У нас была обстоятельная неформальная беседа, в том числе и о Второй мировой. Не моргнув глазом они заявили мне, что решающую роль в разгроме гитлеровской Германии сыграли США. «У нас так написано в учебниках, а кто в этом сомневается?» - удивились мальчики и девочки. «Ну, пусть так, - ответил я им. - А вы не знаете, сколько советских людей погибло во время этой войны? И солдат? И мирных жителей?» «Нет», - пожали плечами американцы. «20 миллионов – официальная советская статистика». «?!?!?!» - они остолбенели. Решили, что я перепутал английские слова. Попросили написать эту цифру на бумаге. Долго пересчитывали нули после двойки и смотрели на меня, вытаращив от изумления глаза. «Но это официальная статистика, а на самом деле жертв было гораздо больше – более 30 миллионов», - добавил я.
Блогеры много писали о том, что пора обнародовать подлинные цифры. Сколько же миллионов жизней унесла Великая Отечественная - 33? 35? 40? Президент Академии военных наук, фронтовик, генерал армии Махмут Гареев считает, что отсутствие официальных данных способствует распространению клеветы, различных инсинуаций в российском обществе. Но сколько же еще документов необходимо рассекретить, если для нас, оказывается, существует две войны: одна - официальная, другая – из воспоминаний наших стариков. Но рассекретить данные о погибших – последнее дело. Лучше показать, как живут наши ветераны, какими реальными льготами и пособиями пользуются, как болеют, в каких условиях живут. И как живут да хотя бы те же немецкие ветераны Второй мировой. Недавний телевизионный репортаж о жизни двух ветеранов – русского и немецкого - впечатлил даже совсем юных пользователей Рунета.
Немец, понятное дело, крепок, крутит руль неплохой машины и распевает «Расцветали яблоки и груши». Наш доживает под присмотром чужой старухи. Без канализации, света и нормального лечения. «Да кому мы н…. нужны!» - восклицает он в сердцах, глядя в камеру. Так вот: воевали вместе и ранение получили в одном бою, один – из страны-победителя, другой – из страны поверженного в прах нацизма. «А почему так?» – спрашивают школьники в «Ливинтернете». А вот так - сегодня прошли многотысячные акции «Свеча памяти» и на Украине, и в Белоруссии, и в России. Об этом по всему Интернету раструбили молодежные движения, центры, фонды. В Германии и 9-го мая, и 22 июня простые граждане предпочитают помалкивать в беседах с россиянами. А мы на всю страну – всенародную акцию, да с размахом - чтобы все помнили. А свет, канализацию и лечение – ну, потом приложится.
Да, теперь уже всем известно, что внезапность нападения, неожиданность начала войны - миф советской идеологии. Да, Сталин был ошеломлен, раздавлен своим просчетом, Гитлер обвел его вокруг пальца. Вместо Сталина в первые дни войны к народу обратился Молотов. Но так ли все просто с реакцией вождя на сообщения советской агентуры (и не только советской), что война с немцами – неизбежна и начнется именно 22 июня? «В ответ на миролюбивейшее заявление ТАСС - бомбы в солнечный воскресный день. Вероломное и подлое убийство мирных советских граждан. Трупы женщин и детей на свежей зелени парков и скверов. Белоснежный голубь мира с одной стороны, черные вороны - с другой.
И вот только после всего этого - всеобщая мобилизация. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». Грубо? Излишне нарочито? Да, но именно такой «фасон и покрой» любил товарищ Сталин» (pan_andriy). Какой смысл сегодня вспоминать и гадать о реакции товарища Сталина? «Ведь погибших не вернешь», - восклицают одни.
Да нет, вспоминать надо. И не только о стратегическом просчете Сталина. И не только нам надо вспоминать. «Вот американское посольство в Москве аккурат к 22 июня эвакуировало обратно в США жен сотрудников, обустроило в Подмосковье дачу, чтобы с началом войны переехать туда от бомбёжек, устроило на даче склад продуктов и на 23 июня спланировало переезд персонала из Москвы на дачу» (oboguev).
Взметнулись оппозиционеры и борцы за чистоту российской истории. Выбросили в Интернет массу статей, постов, обзоров, разоблачающих подлинные устремления Сталина, подлинные факты начала войны, и от этой подлинности начинало просто тошнить. Или другие ходы: «На сайте «Позор России» появилась возможность голосовать не только за позор, но и за гордость России, поддержим генерала Власова», - призывали блогеров современные власовцы. Но, честно говоря, все инсинуации и призывы, все попытки превратить День памяти и скорби в парад разоблачений и осквернения памяти погибших не имели успеха.
Без остановки идет поток сообщений, постов о начале Великой Отечественной войны. Вспоминают и напоминают, пересказывают рассказы старшего поколения, безо всяких призывов «Остановить фальсификацию истории!» отметают всех нынешних «правдолюбцев» с их требования пересмотреть начало и итоги войны и осудить всех подряд: и Сталина, и Жукова, и советское командование, и Советскую Армию, и государственные и общественные акции памяти. И правда, которая появляется сейчас в Рунете о Великой Отечественной, – достойная правда. Без прикрас, без истерик, без излишеств. Правда, которая не оскорбляет и не унижает, а правда, которая достойна памяти всех погибших в этой самой кровавой войне в человеческой истории. И даже если 9 мая и 22 июня - памятные даты уже не существующего Союза Советских Социалистических Республик, для людей, разделенных теперь границами и даже языками, и без всяких государственных праздников и дат, эти дни еще не одно поколение будет вспоминать, и старики, и молодые.
Как бы ни пытались злобствовать «либеральные» умы современной России, но Великая Отечественная война объединяла, и будет объединять постсоветское пространство. Независимо от того, что такое ГУЛАГ и коммунистическая идеология, кто такие Сталин и Берия, сколько бессмысленных жертв оставили на полях войны советские полководцы. Эти годы навсегда останутся в памяти народов и культур уже на генетическом уровне. Я верю, что эпохальные события откладываются в определенных структурах ДНК и воспроизводятся в памяти поколений независимо от того, что преподносит официальная идеология любой страны. И вытравить память о страшных трагедиях не сможет никто, - для этого нужно только уничтожить человеческий род. Но и тогда знаки военных битв останутся на нашей земле в виде останков, захоронений, осколков, ржавой техники и окопов…
Американские студенты были ошеломлены: «А почему в Америке нам не называют таких цифр, почему мы не знаем, сколько советских людей погибло в годы войны?» Спросите у своего народа. У президента, наконец. Интересно, знает ли Барак Обама об этих цифрах и верит ли он в то, что Соединенные Штаты Америки сыграли решающую роль в разгроме нацистской Германии?
Комментарии
При чем тут Обама, если мы сами не знаем: сколько погибло (от 6 до 40- миллионов?), кто виновать и что с этим делать...
И как отнестись к неопределенности представвлений о войне, которая вроде бы закончилась 64 года назад?