Чиновники \"хоронят\" бюджет Москвы в цветочных клумбах
На модерации
Отложенный
Цветочки «Мосзеленхоза», ягодки Лужкова. Вскрыт еще один способ масштабных заработков московских чиновников - озеленение города. «Вся система с трудом поддается учету и контролю, - пишет корреспондент «КП», - Неизвестно точно даже, сколько квадратных метров клумб у нас в городе: не то 400, не то 600 тысяч! Само собой, о количестве высаженных цветов поштучно говорить не приходится».
«Ежегодно в Москве уничтожают десятки миллионов уличных цветов, чтобы высадить на клумбы столько же новых. И снова уничтожить. В мусор каждые полгода идут сотни миллионов бюджетных рублей.
Когда взрослые дяди кромсают лопатами живые цветы - это вандализм. Но если это делается по распоряжению местных властей, то называется «работами по озеленению города»! Возмущенные читатели, позвонившие недавно в редакцию из района Крылатское, рассказали, что на углу Рублевского шоссе и улицы Маршала Тимошенко пятеро рабочих сравнивают с землей сотни живых тюльпанов.
- Они лопатами рубят цветы вместе с луковицами и запихивают их в мешки, как мусор. - Голос читателя дрожал. - Там прекрасные тюльпаны, они абсолютно свежие!
ПРИНЦИП ЧИНОВНИКА: «ЧЕМ ДЛЯ ВАС, ЛУЧШЕ - В ТАЗ!»
Мы приехали на место, когда рабочие уже ушли. Несколько клумб были уже разорены. Умирающие лепестки валялись вперемешку с землей, кое-где, как поломанные кости, торчали остатки стеблей. Оставшиеся цветы выглядели прекрасно: едва распустившиеся сочные бутоны, которые явно собирались цвести еще не одну неделю. Если бы им позволили.
На этом месте с совком копалась бабуля.
- Я тут пытаюсь остатки спасти, - охала она. - Варварство какое! Я просила позволить мне повыкапывать, так меня прогнали: «Не положено! Вам разрешишь, потом будете жаловаться, что мы ими торгуем». Я ему говорю: «Что ты, сынок!» А он: «Тогда одна луковица - рубль». Так я дождалась, пока уйдут...
История задела за живое. На одной только клумбе сровняли с землей несколько десятков тысяч рублей. А ведь это наши деньги - налогоплательщиков! Те самые деньги, которых у нас всегда не хватает, когда надо капремонт в доме сделать, батарею в подъезде починить, пандусы для колясок поставить...
Мы начали обзванивать чиновников.
- Клумба нам не принадлежит, - сразу же отбился начальник отдела строительства и благоустройства ЖКХ «Кунцево» Денис Михалевич. - Это владения префектуры. Но я сразу успокою вас: никто цветы не уничтожает! Просто по программе озеленения в определенный срок, пока цветы не облетели и клумба не приобрела неопрятный вид, луковицы выкапывают и хранят до следующего года. А на их место высаживают другие - летние цветы, которые осенью тоже выкопают.
В доказательство правдивости своих слов Денис Леонидович дал нам контакты более крупного начальства - специалиста отдела благоустройства по всему Западному административному округу Рустама Насибулина. Но не договорились, видать, чиновники. И крупный начальник выдал нам новую версию:
- Да, все цветы уничтожаются, потому что финансово нам невыгодно их выкапывать и хранить до следующего года. А таблички, предупреждающие об этом, ставить некогда и незачем. Слишком большие финансовые издержки. Почему рабочие отогнали жителей, понятия не имею. Да пусть разбирают все, что хотят, если видят, что идут работы по ликвидации! Я лично разрешаю.
Честно говоря, отговорки про то, что объявления о разорении клумб невозможны, звучат по-детски наивно. Ведь, когда надо людей, например, на субботник созвать, и в районных газетах, и на каждом столбе объявления появляются...
ПОГРЕБЕННЫЕ ДЕНЬГИ
В ходе нашего разговора с чиновником цветочная проблема из лирической плавно перетекла в финансовую плоскость. Оказывается, мы столкнулись лишь с вершиной айсберга совершенно запутанной системы, называемой «программой озеленения города». Рустам Мансурович назвал примерные цифры, и они повергли нас в шок. Оказывается, один цветок рассады стоит примерно 15 - 20 рублей. А на одном квадратном метре клумбы помещается примерно 60 цветов. Каждая городская клумба в среднем 10 квадратных метров. И если в районе их сотни, то в городе - десятки тысяч. Итого, на одной только смене цветочков мы ежегодно теряем сотни миллионов рублей! И это не считая ежегодных затрат на замену грунта и оплату работы садовников.
Для сравнения: в 2008 году на программу озеленения города было выделено 18 миллиардов рублей, в то же время столичная культура обошлась в 21 миллиард, а образование - в 31 миллиард.
Клумба в районе Крылатское. Свежие тюльпаны безжалостно перекопали.
На наше предложение хотя бы на время кризиса сократить расходы, например, обрабатывая клумбы не два, а один раз в год - весной и на все лето, чиновник отреагировал крайне раздраженно:
- Давайте не будем решать за наших правителей! Они лучше знают, сколько и на что тратить.
- Но, может, хотя бы подать идею...
- Все, мне некогда говорить, директор звонит! - отбрил Насибулин и отключился.
Пытаясь поточнее высчитать затраты на «озеленение», мы еще пообщались с чиновниками (большинство из которых, если и рассказывают что-то, умоляют не упоминать их имени) и, честно говоря, остались в недоумении. Вся система с трудом поддается учету и контролю. Неизвестно точно даже, сколько квадратных метров клумб у нас в городе: не то 400, не то 600 тысяч! Само собой, о количестве высаженных цветов поштучно говорить не приходится.
Например, ГУП «Мосзеленхоз», отвечающее только за ландшафтные объекты центральной части города, отчитывается цифрами вроде «высажено 6,8 миллиона штук цветочной рассады и 1,7 миллиона штук тюльпанов». Сами понимаете: разброс - пара десятков тысяч туда, пара десятков сюда...
Как в том анекдоте: «- Гиви, сколько будет дважды два? - Ну так, сэм-восэм». Считайте сами, сколько эта «погрешность» стоит. Да если учесть все округа, да если еще «грешить» два раза в год! А мы-то не могли понять причину, по которой клумба на Рублевке принадлежит не местному ЖКХ, а префектуре.
Тут, видимо, владения
- нарасхват!
В бюджете города есть строка «на финансирование цветочного оформления». Но и она, как нам пояснили сведущие лица, мало что проясняет. Например, по данным 2004 года, на цветы Москва отпустила 300 миллионов, а в реальности было потрачено 1,5 миллиарда, большую часть из которых взяли на себя префектуры.
Весной этого года по телевидению проходил трогательный сюжет о цветоводческих хозяйствах, которые по заказу столичного правительства вырастили сотни тысяч кустиков виолы (анютины глазки) к лету, и тут вдруг правительство опомнилось, что на дворе кризис, и предложило сократить расходы на цветочное оформление города. И вот растерянные работники хозяйств плачутся над коврами необыкновенно красивых цветов: «А что же нам теперь с ними делать?» Ну что ж тут делать? Высаживать! Но как-то странно выглядит эта «случайность». Ведь, насколько я помню, кризис грянул прошлой осенью, когда никто еще ничего не начал выращивать. Что, нельзя было тогда пересмотреть бюджет?
А кроме цветов, есть еще и деревья! Ежегодно мы высаживаем около сотни тысяч саженцев. Каждое такое деревце стоит около 4 тысяч рублей. Но приживаются только 20 процентов. И все увещевания специалистов Института экологии города о том, что не новое сажать надо, а старое в божеский вид приводить, как делают по всей Европе, разбиваются о безапелляционное: «У нас климат другой и население вороватое!»
Безусловно, в нашей климатической полосе многолетние растения, деревья и кусты требуют большего ухода, чем в тех же Франции и Англии, которые вкладывают средства лишь в поддержание и восстановление ландшафтов вековой давности, и при этом выглядят прекрасно. Но в любом случае, по мнению специалистов того же института, эта работа обойдется дешевле, чем неконтролируемый кавардак с постоянной сменой однолетников.
Вопрос о «непонятках» в этой области поднимался на Всероссийском конгрессе специалистов в области ландшафтной индустрии, который проходил в Москве осенью 2007 года. Но ничего так и не изменилось. Как говорил кот Матроскин: «Средства у нас есть - у нас ума не хватает». Или, наоборот, переизбыток этого «ума», и слишком многим выгоден этот кавардак, чтобы его ликвидировать.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«Способов оформить город красиво, недорого и на годы - сотни!»
- Вы знаете, что на цветочное оформление Москва ежегодно тратит больше, чем вся Западная Европа? - говорит Валерия Горяинова, преподаватель МГУ, дендролог, кандидат биологических наук. - И наш климат тут ни при чем. Просто на клумбах выращивают однолетние растения, хотя есть сотни многолетних, которые прекрасно переживают нашу зиму. Например, вся Европа давно украшает большую часть ландшафтов карликовыми кустарниками. Разновидностей кустов сотни, и среди них половина морозоустойчивы. Спирея, барбарисы Тунберга, карликовая стефанандра - они красивы круглый год, меняют расцветку, долго цветут.
Многолетние цветы потребуют чуть больше ухода, чем однолетние, - их надо рассаживать каждые три года и продолжительность цветения у них только две недели в году. Но, во-первых, если правильно оформлять клумбу многолетними, можно добиться того, что на ней каждые две недели будет цвести что-то новое. Во-вторых, есть многолетние, которые и после цветения выглядят необыкновенно красиво. Например, во всем мире модны злаковые. Их сотни разновидностей, и уже высохшие соцветия - колоски - красивы даже зимой. И, наконец, даже учитывая все работы и то, что, к примеру, один кустик будет стоить в три раза дороже однолетнего цветочка, такое оформление все равно обойдется городу в несколько раз дешевле!
При этом все исследования, какие именно виды особенно подходят нашему климату, ученые уже давно провели! Есть книга «Опыт интродукции растений, 60 лет наблюдения». Там не только даны тысячи вариантов того, что можно сажать в условиях города, но и оценка того, как именно растение вело себя в наших климатических условиях в течение 60 лет наблюдений за ним. Что еще надо?
Обидно, что ежегодные высадки однолетников в большинстве случаев не имеют отношения к «поддержке отечественного производителя». Большую часть посадочного материала к нам до сих пор завозили из Польши, Голландии... Недавно я лично ездила смотреть наши новые питомники. Есть несколько только-только поднявшихся и очень сильных. Если кому-то это было бы нужно, они смогли бы вырастить замечательные саженцы тех же карликовых кустов. А пока в оформлении города заняты только те, кто в состоянии выиграть тендер. И вопрос не в дизайнерском искусстве, а в ежегодной, неподдающейся учету прибыли, основанной на высадке именно однолетников. И большим чинам невыгодно эту систему менять.
ПОЛИТКОММЕНТАРИЙ
«В столице нет системы общественного контроля»
- О том, как отмывают деньги на «цветочном оформлении города», я подробно писал еще в 1999 году в своем докладе «Московская альтернатива», - говорит Вячеслав Глазычев, доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института. - С тех пор ничего не изменилось.
И это касается не только озеленения, а всей коммунально-хозяйственной сферы. Свежий пример: на покраску козырьков над подъездами пятиэтажки выделено 200 тысяч рублей. Работы провели на скорую руку, без зачистки, шпатлевки. Красная цена такой покраске - тысяч 15 - 20. Остальные 180 поделили между собой чиновники.
Почему никто не добивается правды? А кто ее будет добиваться? Дом - не заказчик, ЖКХ - в игре. Независимый эксперт? А куда он пойдет? В управу? Она тоже в доле. Больше обращаться не к кому. В Москве в принципе отсутствует система общественных институтов и контроля за действиями городских властей. Столица находится вне нормального правового поля. Она вообще считается не городом, а субъектом Федерации. Таких чудес природы у нас только два - Питер и Москва. Они прекрасно лавируют, когда удобно, называясь городами, когда неудобно - субъектами Федерации, на деле обладая безграничной самостоятельностью».
Комментарии
Вот прекрасная возможность для борьбы с коррупцией.
Хоть партиям, хоть прокурорам, хоть контрольным органам, коих множество.
И ездить никуда не надо - всё под носом.
Слабо?