Сливки большой политики
На модерации
Отложенный
Вчера главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко сообщил: Роспотребнадзор может расширить список белорусской молочной продукции, ввоз которой будет разрешен в Россию, несмотря на неоформленные в соответствии с нашими техрегламентами документы. По сути это означает, что «молочную войну» Москва Минску проиграла. Остаток ее оказался сухим в самом прямом смысле слова: в сезон «большого молока», то есть во втором и третьем кварталах, когда коровы у нас дают максимальные надои, сухое молоко из Белоруссии к нам поставляться не будет. Все остальное - милости просим.
Начиналась эта история довольно странно. В начале июня Роспотребнадзор вдруг заметил, что белорусы не переоформили документы на молоко так, как этого требует наш технический регламент, законодательно вступивший в силу еще в декабре прошлого года. Внезапно прозрев, г-н Онищенко запретил ввоз в Россию почти 500 наименований молочной продукции из Белоруссии, потом подумал и включил в черный список еще 800 продуктов. 14 июня Минск в ответ проигнорировал саммит ОДКБ в Москве, объяснив отказ прислать свою делегацию «экономической дискриминацией» со стороны одной из стран, входящих в организацию. На следующий день поставки молочной продукции из Белоруссии должны были обсуждаться на переговорах в российской столице, однако наше руководство решило приостановить их до тех пор, пока не будут уточнены полномочия минской делегации. 16 июня Государственный таможенный комитет Белоруссии распорядился ввести усиленный режим контроля за перемещением грузов на основных авто- и железнодорожных магистралях, связывающих страну с РФ. Через день переговоры все же состоялись, и тотальный запрет сузился до сухого молока, против чего Минск, надо сказать, не очень-то возражал и изначально.
Экономического смысла в этом конфликте маловато. Белорусские молочные продукты дешевле наших, а по качеству, в общем-то, не хуже. Удельный вес соседских сливок, ряженки и творога не так велик, погоды на российском рынке они все равно не делают. С другой стороны, поддержка собственного производителя, о которой в эти дни много говорили, как правило, отражается на кошельках потребителей. Ведь всякое сужение конкуренции воспринимается у нас как сигнал к подъему цен. А сдерживание инфляции - одна из важнейших антикризисных задач правительства. Так что, «не пущать» в этом смысле явно не в наших интересах. В заботу о здоровье отечественного потребителя тоже как-то не верится: если по части качества белорусских продуктов у г-на Онищенко действительно были серьезные претензии, то вряд ли оно изменилось за пару недель настолько, что решительное «нет» сменилось на благосклонное «да».
Дело в политике, причем довольно большой. И то, что Роспотребнадзор выступил в очередной раз проводником неких тактических ходов руководства страны, как это уже не раз бывало (достаточно вспомнить Молдавию и Грузию), эту версию лишь подтверждает. Нельзя было не обратить внимания на то, что российско-белорусский «молочный» конфликт разразился накануне саммита ЕС, на котором обсуждались, в частности, вопросы восточного партнерства. Видимо, кто-то в Москве решил, что перспектива серьезной торговой войны с Россией ослабит позиции Лукашенко, который в последнее время активно стремится в Европу. А белорусский президент не только не испугался, но и полез на рожон. В Минске резко усилилась антироссийская риторика, стали звучать слова симпатии по отношению к Грузии, и воевать на торговом фронте там, похоже, решили всерьез. Европа же в очередной раз увидела, что Россия непредсказуема, раз уж она не останавливается даже перед экономическими санкциями против страны, с которой создает Таможенный союз. И симпатии европейцев оказались явно не на нашей стороне.
Команда «полный назад», которую получил в итоге Роспотребнадзор, вызвана, разумеется, не тем, что Москва испугалась очередных демаршей со стороны Александра Лукашенко. Все здесь намного серьезнее. Наше руководство само вольно или невольно создало ситуацию, в которой от Минска зависит сегодня развитие внешнеторговых отношений РФ не только с соседней республикой, но и со многими другими странами. Решив присоединяться к ВТО всем Таможенным союзом, то есть вместе с Белоруссией и Казахстаном, наше руководство не только перечеркнуло 15 лет тяжелых переговоров о вступлении, но и заставило себя постоянно оглядываться на соседских лидеров. Союза-то ведь еще нет, и заработает ли он с 1 января будущего года - большой вопрос. Если нет (а это вполне возможно), то Россия окажется и без ВТО, и без единого таможенного пространства с соседями. Астане нужно в ВТО не меньше, чем Москве, а вот «гордый» Минск, привыкший за долгие годы правления «батьки» к мировой обочине, думается, может и потерпеть. И в случае чего опять закрутить гайки на российско-белорусской границе, несмотря ни на какой таможенный союз. Что ж, мы сами выбрали себе союзника, который, похоже, не прочь взять нас в заложники по дороге к нормальной мировой торговле.
Комментарии
Симпатии европейцев никогда не будут на нашей стороне. А вот насчет непредсказуемости - это уже передергивание. Абсолютно предсказуемая политика.