Газовая река с молочными берегами
На модерации
Отложенный
В последние недели отношения Москвы и Минска испортились настолько, что на второй план в политических комментариях ушли даже такие заклятые друзья, как Тбилиси и Киев. Скандал внутри Союзного государства можно было снова расценить, как \"милые бранятся - только тешатся\", если бы теперь все не было так серьезно.
Полезно для начала вспомнить, как и из-за чего Александр Григорьевич поссорился с Дмитрием Анатольевичем. Минфин России обещал Белоруссии валютный кредит, но в последний момент неожиданно передумал и предложил выдать 500 миллионов долларов в рублях. Так же неожиданно, но уже для Москвы, Минск отказался. Пока Владимир Путин и Александр Лукашенко обсуждали этот вопрос в кабинете, в кулуарах, опять-таки неожиданно, выступил Алексей Кудрин, который вообще усомнился в платежеспособности Белоруссии.
\"Кредитная накачка приведет к увеличению масштабов обслуживания госдолга. Мы можем столкнуться с неплатежеспособностью белорусского правительства и в целом экономики в связи с недостаточностью золотовалютных резервов возможно уже в конце этого года, а может через год\", - заявил Кудрин.
В ответ от Лукашенко прозвучало такое, какого Москва от союзника давно не слышала. Хотя он делал вид, что говорит со своими министрами.
\"Чего вы лезете в эту Россию? - спрашивал Лукашенко. - Неужели вы не понимаете, что уже не в первый раз на моей президентской памяти создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками бесплатно. Ну неужели вы этого не понимаете? Отсюда вот эти накаты. Ведь премьер Путин вчера сказал, что мы с Кудриным обсуждали на подлете ситуацию: сможем расплатиться - не расплатиться, и тут Кудрин разразился тирадой. Что, это было не согласовано? Все это было согласовано\".
Насколько Кудрин согласовал, или вообще не согласовал свои заявления с руководством, - для наблюдателей чуть ли не главный вопрос, об этом до сих пор споры. Но уже через несколько дней Роспотребнадзор запретил импорт белорусского молока в Россию. Минск тут же ответил введением контрольных постов на границе с Россией. Такого не было ни разу, пока существует Союзное государство. И - удар ниже пояса. Лукашенко не является на заседание ОДКБ, ставя под сомнение его итоги.
\"В такой ситуации обычно принято поступать по-партенрски. Что это означает? Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было этого сделано! Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне по телефону и не говорил, что он собирается принять решение, чтобы не приезжать\", - отметил Дмитрий Медведев.
В общем, нашла коса на камень. Президента Лукашенко в этот костер угораздило лишь долить масла: дескать, ПВО, армия и 10 миллионов белорусов, которые, по его словам, стоят щитом перед Москвой, - это все не бесплатно. И, собственно, это как раз главный вопрос, по которому Москве и Минску стоило бы изначально раз и навсегда договориться, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
\"Ключевой вопрос - это разное понимание стоимости военно-политической лояльности со стороны Белоруссии. Лукашенко считает, что эта лояльность бесценна, а Россия считает, что наша благодарность не будет иметь границ в разумных пределах. Вопрос в том, чтобы договориться, что такое разумные пределы\", - говорит Минченко.
О том, сколько платить за лояльность Белоруссии в самой Москве вечные споры. Те, кто знает цену безопасности России, всегда оправдывают любые преференции для Минска. Те, кому поручено считать деньги, всегда хотят за эти преференции компенсаций. Например, приватизации белорусской промышленности российским бизнесом. Побеждают то те, то другие. Но сейчас последние, считает лидер Евразийского движения, политолог Александр Дугин.
По мнению политолога, \"Москва ведет себя неадекватно, поскольку каким бы ни был Минск, какие бы политические, хозяйственные, экономические просчеты он не допускал, все же мы старший брат, мы гораздо больше, богаче, сильнее, и мы должны действовать по-другому. Мы не должны опускаться на тот уровень, на который мы опустились. Выпить белорусское молоко было не проблема, мы унижаем себя. Это и, конечно, либералы в правительстве и в первую очередь Кудрин. Постоянно пытаются перевести отношения с любыми субъектами исключительно на уровень \"ты мне - я тебе\". Что с точки зрения геополитики является преступлением. Он должен оплачивать счета, которые выпишет либо министр иностранных дел, либо министр обороны. Вот его задача, Кудрина.
Разумеется, Александр Лукашенко - не простак, и не задержался бы у власти так надолго, если бы не выписывал России максимальные счета за свою лояльность.
Просто дело в том, что теперь он стал торговаться не только с Россией, считает глава Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. Лукашенко, дескать, посмотрел на канат, натянутый между Москвой и Западом, и подумал, что на нем можно потанцевать на деньги и тех и других.
\"Этот вывод Александр Григорьевич сделал после событий на Кавказе, с этого момента начались проволочки с признанием Южной Осетии и Абхазии. Были совершены знаковые визиты - Белоруссия оказалась вовлеченной в новую программу \"Восточное партнерство\".Эти конфликты не углубились бы, если бы не было объективной потребности у Лукашенко вернуть себе расположение Запада, если бы он не пользовался самым простым путем: ухудшения отношений с Россией и улучшением с Западом\", - считает парламентарий.
То есть по версии Константина Затулина, инициатор скандала между Россией с Белоруссией - сам Александр Лукашенко. А Россия его просто пыталась одернуть. В таком случае методика обеих сторон вызывает вопросы. Вряд ли наш доктор Геннадий Онищенко со своими претензиями к белорусскому молоку вызвал у белорусов иные ассоциации, чем молдавское вино или грузинский Боржоми. Вряд ли после этого в Минске нас стали больше любить. Скорее напротив.
По мнению Александра Дугина, \"если мы потеряем Белоруссию, как мы потеряли Украину, на самом деле это будет закатом для России. Если мы потеряем Белоруссию, мы потеряем последний оставшийся у нас прямой выход в Европу, и тот клин, который пробивает санитарный кордон, который создает Запад вокруг России в лице Украины, пытается сделать в лице Молдавии, Грузии и так далее\".
Кстати, ровно в момент обострения ссоры между Москвой и Минском, в Брюсселе торжественно объявили старт программе \"Восточное партнерство\", куда полноправным членом включили Белоруссию. Так совпало. Одновременно Запад и впрямь перестал критиковать Лукашенко за его якобы диктаторский режим. Неужели Лукашенко приготовился променять Москву на Брюссель в случае, если ему дадут гарантии непреследования?
\"Лукашенко тоже в достаточной степени блефует, потому что его дрейф в сторону Запада может быть только тактическим, но не стратегическим, - говорит Евгений Минченко. - Потому что судьба бывших сербских лидеров явно показала, что никакие гарантии со стороны американцев, со стороны ЕС ценности не имеют. И если он захочет привести Белоруссию под протекторат Европы и начать жить по их правилам, то он лишится власти и закончит свою жизнь в тюрьме\".
В общем, Лукашенко, играя на западной бирже, просто поднимает цену своих фишек для Москвы. Если бы это хорошо понимали в самой Москве, возможно вряд ли бы на этой неделе появились некие утечки из Кремля, о том, что кое-кому в Белоруссии надоело быть президентом. Кто-то пригрозил Минску переворотом. В том, что идея бесперспективна, сходятся политологи разных флангов. Александр Дугин и Евгений Минченко.
\"Любая альтернатива будет в тысячу раз хуже для России, чем Лукашенко, поэтому сама эта идея является преступной. Во-первых, не сможем ничего сделать, во-вторых там нет ни одного реально вменяемого пророссийского политика, нежели Лукашенко\", - считает Александр Дугин.
\"Поменять Лукашенко - это же не самоцель. Кто придет на смену, я этих фамилий не знаю. И те люди, которые так много говорят, давайте поменяем режим Лукашенко, они тоже этих фамилий назвать не могут. Отдать власть белорусской так называемой оппозиции? Тогда мы точно Белоруссию потеряем.
Пока, к счастью, между Минском и Москвой случилась разрядка. Молочную войну Россия закончила, Минск в ответ снял таможенные кордоны, видимо не пожалев об их введении\", - уверен Евгений Минченко.
Пока, впрочем, свои финансовые претензии не снял Газпром, образовавшийся так же внезапно, как и Геннадий Онищенко. Но то, что и в Москве и Минске уже ищут тех, кто начал эту странную войну, - знак примирительный. Искать, правда, будут долго. Разве что Александр Дугин уверен, что почти нашел.
\"Началось все с Кудрина, но не он причина, - говорит политолог. - Причину надо искать глубже. В России продолжает действовать во власти система влияния людей либеральной западной ориентации, которая продвигает свои проекты вопреки нашим национальным интересам. И Кудрин, конечно, принадлежит к этой группе влияния\", - сказал Дугин.
А пока лидер Венесуэлы Уго Чавес направил Дмитрию Медведеву и Александру Лукашенко письма. \"Только единство между нами может позволить открыть пути к миру гармонии, за пределами гегемонии империализма и капитализма\", - пишет Чавес. Москву и Минск примиряют из Латинской Америки. Дожили. Последим за знаками.
Комментарии
Саша - разреши бизнес - офшор - ну что те стоит - и мы сразимся с этими головами.