Что значит быть святым?

На модерации Отложенный

Через две недели после Пятидесятницы (праздника Святой Троицы) Православная церковь отмечает день памяти всех русских святых.

Через две недели после Пятидесятницы (праздника Святой Троицы) Православная церковь отмечает день памяти всех русских святых. Наверное, каждому с детства известны такие святые, как страстотерпцы Борис и Глеб, князья Александр Невский и Даниил Московский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, патриарх Московский Тихон. Этих удивительных людей, а также многих и многих других чтит Русская Православная Церковь в этот день.

Наверное, лучшего повода поговорить о православном понимании святости не найти. Тема эта очень важна, поскольку теле- и видеоиндустрия на фоне популярности различных восточных религий и оккультных сект предлагает нам достаточно своеобразное понимание святости: власть над невидимыми духами, знание «древних тайных знаний», совершенство в боевых искусствах, полную отрешенность от всего земного и, конечно же, владение магией. Говоря проще, для большинства наших сограждан святой - это добрый волшебник, тот, кто не такой, как все. Его роль - это роль учителя, судьи, сверхъестественного помощника, хранителя тайной мудрости для посвященных.

По моему мнению, наша народная культура, впитывающая после советского периода все религиозное подряд без разбору, оказывает сильное влияние на православных христиан и их восприятие своей веры. Достаточно сказать, что самыми популярными являются книги о православных чудесах и так называемых «старцах», а наибольшие очереди стоят к мощам тех святых, которые в сомнительных по достоверности жизнеописаниях явлены именно как «добрые волшебники», способные исцелять, исправлять житейские неудачи, давать мудрые советы, назначать супругов и т.п.

В этой заметке я хотел бы поделиться своими мыслями о христианском понимании святости.

Вера во Христа

Невозможно быть православным христианином без веры во Христа - Сына Божьего, ставшего человеком, умершего и воскресшего и тем спасшего людей от греха и вечной смерти. Какими бы качествами и добродетелями человек не обладал, чем бы он не прославился, христианским святым его может сделать только вера в Спасителя.

Иисус Христос является примером, к которому стремятся все христиане. С христианской святостью нельзя совместить ничего, противоречащее жизни и учению Господа, сколь бы важным не было это для жизни общества или государства. Но при этом христиане понимают, что идеал святости недостижим до конца. Христу можно уподобиться, но нельзя стать равным Ему и тем более невозможно превзойти Его. Христиане призваны не только подражать Спасителю, но и учиться личному общению с Ним, брать от Него духовные силы для христианской жизни. Поэтому в основе этой жизни лежит живое общение со Христом в молитве и тайне Причастия Его Тела и Крови.

Священное Писание говорит, что нет безгрешных людей, только Христос без греха. Святой - не безгрешный, он не инороден окружающему миру, он тот, кто вопреки грехам все свои силы и свою жизнь отдал на служение Богу и ближним. Это очень важно. Дело не в безгрешности, а в желании жить со Христом и исполнять его заповеди во что бы то ни стало. Святые - это не те, кто не совершал плохих поступков, а те, кто, признавая свои грехи, раскаиваясь в них, сделали все, чтобы грехи не повторялись. И поэтому прожили так, что стали примером и для своих современников, и для потомков.

Говоря кратко, христианский святой - это тот, кто с Божьей помощью, в свою меру, вопреки недостаткам смог стать похожим на Христа.

Что значит быть святым?

Святость, явленная в дарах Божьих, дается, как правило, в ответ на усилие в духовной жизни (в исполнении заповедей Христа). Апостол Павел в свое время напоминал христианам из Коринфа, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один. «Бегите же и вы, - призывал он, - чтобы получить приз! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы - чтобы получить венок неувядаемый». Тут дело не в «покупке» даров, а как бы в подготовке почвы для их принятия. Дары Божьи подобны семенам, которые могут вырасти и принести плод только на очищенном от сорняков и удобренном поле. Вера во Христа и исполнение заповедей делают душу человека способной принять Божью благодать.

Священное Писание говорит о том, что о святости можно узнать по плодам духовной жизни.

Если кто-то думает, что это нечто волшебное, то он сильно ошибается. Апостол Павел в своем письме к Галатийским христианам писал, что плоды Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Он говорил также, что последователи Христа призваны распять свою плоть со страстями и похотями.

Наряду с этим апостол писал о различных дарах Божьих о и призвании. Он говорил, что есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но Одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом - дар веры; или дар исцелять болезни - тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет. Но все это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по Своему усмотрению.

Из слов апостола понятно, что это дары, необходимые для служения Церкви, для участия в церковной жизни. Они даются индивидуально, и от их раскрытия и реализации зависит жизнь Церкви. Поэтому внимательное отношение к своим талантам и служение через них - один из аспектов христианской святости.

Таким образом, о святости можно говорить, что она - дар Божий, и дается тем, кто не только научился противиться злу и понуждать себя на добро, но также сумел послужить Церкви в ту меру и на том месте к которым есть призвание от Бога и таланты.

Думаю, что из сказанного можно сделать вывод, что христианская святость - это не нечто особенное. К ней призваны все христиане и в свою меру каждый может ее достичь.

Кто «назначает» святых?

Есть такое понятие «канонизация святых». Оно говорит о признании Православной церковью почившего христианина святым и внесении его имени в общий список святых, составленный по месяцам и именуемый «месяцеслов». Канонизации предшествует длительный процесс исследования жизни святого христианина и изучения свидетельств о его святости, в результате которого выносится официальное церковное решение о причислении к лику святых.

По сути, канонизация - это констатация факта. Если человек жил так, что стал примером нравственности, примером церковного служения, примером служения ближним, то со стороны церкви он признается святым. Часто поводом для канонизации является почитание в народе почившего христианина или чудеса происшедшие по его молитвам.

Официальное решение о канонизации готовится специальной комиссией и утверждается высшим органом управления Церковью - Архиерейским Собором.

О молитве святым

Христианство - это религия, а не только нравственное учение. Христианские святые - не просто исторические примеры, они такие же члены Церкви, как и ныне живущие православные. У Бога все живы, Бог христиан не есть Бог мертвых, но живых. Те, кто жил ради Христа, общаясь с ним, молясь Ему, исполняя Его заповеди, после смерти остаются в том же общении. Можно даже сказать, что после смерти общение с Богом раскрывается в своего рода полноту.

Христиане уверены, что те из них, кто прожил свято, являются не только примерами, но и ходатаями перед Богом за живых. Тут все аналогично семейной жизни. Понятно, что родители и так знают нужды детей. Родительская любовь является гарантом заботы и внимания. Но это не противоречит тому, что братья или сестры могут помогать друг другу и даже просить родителей друг за друга. Любящее сердце всегда откликается состраданием и участием, даже если родители справедливо наказали кого-то из детей.

Как при жизни тот или иной христианин молился об окружавших его людях, помогал им словом и делом, так и после смерти никто не может запретить ему это. Бог слышит молитвы и живых и умерших, Бог, как милостивый Отец, откликается на просьбы одних людей о других. Именно поэтому Православная Церковь не только призывает христиан молиться святым, просить их помощи, но и посвящает святым свои общие богослужения, чтит дни их памяти.

Все святые разные, каждый из них шел своим путем, прославился чем-то особенным. Это дает возможность христианам наряду с примером Господа Иисуса Христа найти близкие и понятные для себя примеры христианской жизни, научиться чему-то, попросить в молитве о помощи.