Росстат увеличил цифру падения ВВП России

На модерации Отложенный

Статистическое ведомство уточнило цифру падения ВВП России в I квартале – новая оценка зафиксирована на отметке –9,8% к объему годичной давности против предварительных –9,5%. Хотелось бы сопоставлять наши цифры спада с зарубежными, чтобы понять, больнее нас ударил кризис или нет. Однако, к сожалению, прямые сопоставления невозможны, так как большинство зарубежных статистических органов измеряют динамику ВВП в других координатах, а именно – к предыдущему кварталу после сезонной корректировки.

Такое измерение более корректно, так как показатели «квартал к кварталу предыдущего года» при резких разворотах в динамике анализируемого показателя не говорят о текущем состоянии ровно ничего. Ведь фактически это приблизительно скользящая средняя за последние 12 месяцев. С таким же успехом мы могли бы судить о текущей скорости автомобиля, если бы вычислили, опираясь на данные дорожных указателей, что за последний час проехали, скажем, 60 км. Официальные же попытки навесить на нашу экономику «спидометр» довольно робки – хоть Росстат и стал в последнее время показывать на графиках также и сезонно скорректированные ряды, от публикации цифр он пока воздерживается. В отличие, скажем, от ЦБ, который уже достаточно широко публикует такие данные, пользуясь процедурой X12−ARIMA, фактически ставшей «отраслевым стандартом».

Что ж, попробуем сами, благо процедура сезонной очистки доступна для свободного использования с сайта Бюро цензов США. Если брать цифры с 2003 года, когда российский ВВП стал рассчитываться в приближенной к международной классификации ОКВЭД, то темп его падения в I квартале 2009 года по отношению к IV кварталу 2008 года составил 15%, в IV квартале по отношению к III кварталу – 10,6%. Эти цифры говорят о том, что мы падали примерно втрое быстрее, чем США (–5,7% в I квартале 2009 года), в полтора раза – чем Европа (–9,7%) и примерно так же, как Япония (–14,2%).

За счет чего Россия испытала столь сильный спад? Ведь мы не Япония с Германией, потерявшие экспорт оборудования и автомобилей в результате всемирных кредитных заморозков и глубокого инвестиционного спада. Причина нашего спада – это в основном спираль сжатия внутреннего спроса, перешедшая в паралич банковского сектора, и в этом отношении мы ближе к США, хотя последовательность раскручивания кризиса обратная, а исходные триггеры и в нашем случае – чисто внешние. Почему же спираль закручивается так стремительно? Попробуем разобраться.

Спад ВВП у нас в основном сформирован пятью секторами – это обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, транспорт и услуги. Лидером падения формально остается обрабатывающая промышленность, а в ней – очень избирательно – отрасли, «ушибленные» падением инвестиционного и экспортного спроса. Но это в значительной мере эффект усреднения, проявляющийся в квартальных цифрах. Фактически в помесячных данных падения там уж нет: объем производства все пять месяцев, за которые есть данные, колеблется вокруг «дна», достигнутого в январе, а показатель I квартала фиксирует быстрое помесячное падение в предыдущем. Примерно такую же ситуацию видим и в грузообороте транспорта – кривая его динамики довольно точно воспроизводит график промышленного производства.



Реальное ускорение спада в 2009 году наблюдается в строительстве и торговле – в прошлом году там его, по сути, не было. Падение торговли, например, – это в значительной мере результат изменения импорта, равно как и шустрый ее рост за предыдущий период (почти половина нашего «удвоения ВВП» в нынешнем десятилетии – это рост торговой наценки в связи с увеличением количества проданных товаров, главным образом – импортных). Судя по последним доступным пока данным за апрель, товарооборот продолжал снижаться. Выборочные обследования за май указывали уже скорее на стабилизацию, во всяком случае – по товарам повседневного спроса.

Строительство в I квартале также продемонстрировало резкий спад: его интенсивность может быть оценена в 25% к предыдущему кварталу (в годовой оценке, после сезонной корректировки). Однако, по данным об объемах строительных работ, в апреле и там обозначилась стабилизация, хотя один месяц в столь сезонно зависимой сфере не значит еще ничего.

Достаточно быстро стал падать с этого года и сектор услуг – операции с недвижимостью, аренда, ИТ и прочие услуги коммерческого характера. Некоторый рост, хотя и меньшими темпами, чем прежде, наблюдался в секторах «Финансы» и «Госуправление», на которых кризис в общем и целом сказался не сильно.

Что же, исходя из этого, можно сказать о прогнозе на текущий II квартал года? Обработка, скорее всего, уйдет в ноль, падение в торговле и строительстве в любом случае продолжится из-за эффекта инерции квартальных показателей, даже если реально спад там к концу квартала приостановится. Если не поворот к оживлению, то, по крайней мере, затухание темпов спада в нашей экономике наблюдается точно. В целом показатель изменения ВВП по итогам квартала будет получше результатов I квартала, возможно, даже в пределах –10%. Однако по показателю «год к году», который объявят в начале июля сначала МЭР, а потом Росстат, мы в любом случае будем видеть сильное падение, скорее всего, больше 10%.

Чисто арифметически можно оценить и траекторию динамики ВВП во втором полугодии, выводящую на «вилку» официального прогноза МЭР (–6−8%) по итогам года. Если предположить, что разворот от стагнации к росту ВВП был или будет пройден в текущем квартале, то нужно в оставшихся III и IV кварталах расти (без учета сезонности) по 2% или около 8% в годовой оценке. При этом традиционный росстатовский измеритель «квартал к кварталу прошлого года» все еще фиксировал бы продолжение спада: примерно –6% в III квартале и –1,5% в IV квартале.

Реальны ли эти цифры? Поскольку кредитование до конца года расширяться вряд ли будет (по крайней мере за пределами первой— второй десятки крупнейших банков), крайне маловероятна V-образная форма спада. Даже несмотря на предполагаемый рост цен на нефть, серьезных сигналов восстановления роста раньше начала, а то и середины следующего года не просматривается. С учетом всех этих обстоятельств велика вероятность увидеть темпы спада ВВП по итогам 2009 года, превышающие 10%, даже несмотря на то, что база для сравнения (2008 год) также частично зацеплена спадом.