В Екатеринбурге арестованы двое гражданских активистов
На модерации
Отложенный
Как известно, в Екатеринбурге начался саммит ШОС.
Крупнейший город на Урале, столица области, территория которой соперничает размерами с самыми крупными странами Западной Европы, подготовился к саммиту с такой нервозностью, как будто это какое-то дремучее захолустье, лишившееся ума от визита (в кои-то веки!) такого количества глав государств. Даже лесополосу около аэропорта не поленились вырубить (деревья-то, в чем виноваты?), чтобы не спрятался от бдительных взоров милиции какой-нибудь заплутавший среди деревьев бомж.
Я не знаю, что подумают о России зарубежные гости, когда увидят улицы, заполненные исключительно людьми в милицейской форме, пустые, безжизненные проспекты и свежевыкрашенные фасады домов, больше похожие на декорации, чем на живой город. Паника местных властей дошла до того, что крышу одного из домов с внешней стороны, обращенной на проспект, выкрасили в яркий свет, а второй ее скат, со стороны двора, покрасить забыли — так и остался ржавым.
С местными гражданскими активистами власти также общаются в режиме паники, забыв не только о законе, но и об элементарных правилах приличия.
Еще 11 июня депутату городской думы Леониду Волкову позвонил некто, представившийся корреспондентом «Эха Москвы» Антоном Холостовым. Волкова удивило, что по тону и характеру вопросов его собеседник больше походит на оперативника, чем на корреспондента радиостанции. Больше всего «корреспондента» интересовали публичные мероприятия, которые собираются провести правозащитники Екатеринбурга в дни саммита. Удивленный звонком, депутат позвонил на «Эхо Москвы» в Екатеринбурге, где ему сообщили, что такой журналист им неизвестен. Попытки вновь созвониться с загадочным Холостовым ни к чем не привели: телефон был вне зоны действия сети или не отвечал.
Два дня спустя, 13 июня, в 21-00 в квартиру общественного активиста Вячеслава Башкова, члена Екатеринбургского Движения против насилия, позвонили двое плечистых молодчиков в штатском. Посмотрев на корочки оперативников, Вячеслав не пожелал впускать их в квартиру и закрыл дверь.
Вскоре сотрудники пришли домой к активисту «Другой России» Алексею Никифорову. С него взяли объяснение и предупредили об ответственности за проведение публичных мероприятий в дни саммита ШОС. Один из представившихся был оперуполномоченный Октябрьского РУВД Екатеринбурга Киселев. Ранее оперативник с такой же фамилией «беседовал» с активисткой движения «Оборона» Анной Лебедевой.
В 21-30 сотрудники милиции явились к другому члену Движения против насилия гражданскому активисту Глебу Эделеву. Так, во всяком случае, они представились из-за двери, которую Глеб открыть отказался. Сотрудники сообщили, что подозревают его в намерении провести несанкционированные акции в дни саммита и предупредили о возможной административной и уголовной ответственности.
В 21-40 двое сотрудников Кировского РУВД в штатском явились к правозащитнику Владимиру Шаклеину и тоже стали «предупреждать об ответственности», не назвав при этом своих должностей и фамилий. Шаклеин ответил, что всегда действует исключительно в рамках закона.
Весь следующий день Глеб Эделев и Вячеслав Башков провели в отделении милиции и суде, после чего с шокирующими нарушениями закона мировой судья участка N 1 Кировского района Екатеринбурга Чиркова Татьяна Нуржановна определила Вячеславу Башкову 3-е суток административного ареста. Вячеслав был взят под стражу в зале суда и препровожден в милицейский уазик.
Задержали гражданских активистов вовсе не за проведение общественной акции. Скажем честно — по дороге на таковую. Ранее Владимир Шаклеин подавал властям города уведомление о проведении пикета против политических репрессий и в защиту политзаключенного Алексея Соколова и не получил официального запрета. Акция должна был состояться перед Домом правительства в 12 часов.
Вячеслав Башков ехал за рулем принадлежащей ему машины, с ним ехали Глеб Эделев и Владимир Шаклеин. Ровно в 11 часов 15 минут машину задержали сотрудники ГИБДД в самом центре Екатеринбурга на пересечении пр.
Ленина и ул. Карла Либкнехта и сообщили, что данный автомобиль находится в розыске. Тут же подъехала милиция и черный внедорожник с мигалкой, из которого вышли люди в штатском. Вокруг «машины в розыске» образовалась внушительная группа силовиков. Началась проверка документов, водительского удостоверения, паспорта, сверка номеров... Когда почтенная команда многократно удостоверилась, что автомобиль принадлежит своему владельцу и владелец сидит за рулем, от Вячеслава потребовали, чтобы он проехал в ближайшее отделение милиции, что он исполнил, отправившись на своей машине в находящееся неподалеку Кировское РУВД.
К этому времени Владимир Шаклеин покинул место происшествия и направился пешком к Дому правительства, который оказался оцеплен большим количеством силовиков. Группку людей, пришедшую с плакатами, не подпустили и близко к месту проведения акции. Владимира Шаклеина попытались задержать, но этому воспрепятствовали женщины, пришедшие участвовать в пикете.
Глеб Эделев остался с Вячеславом в машине, чем был весьма недоволен подсевший в машину сотрудник ГИБДД.
В отделение милиции Глеб и Вячеслав зашли вместе. Через некоторое время Глеб попытался выйти к машине, где забыл свои вещи, но был остановлен сотрудниками милиции. Это выглядело особенно странно, поскольку в отделение милиции его никто не приглашал — наоборот, сотрудники выражали неудовольствие, что он сопровождает Вячеслава.
В отделении Вячеслава и Глеба продержали около пяти часов, не пропускали к ним адвоката, обращались весьма бесцеремонно: силой отняли телефоны и диктофоны, без разрешения стерли с диктофона Глеба Эделева аудиозаписи, которые он вел с момента задержания автомобиля. Мобильный телефон Вячеслава Башкова не вернули и акта изъятия не составили. То есть, попросту говоря, украли.
И Глеба Эделева, и Вячеслава Башкова обвинили в неповиновении законным требованиям сотрудников милиции (ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ). Хотя какое могло быть неповиновение? Глеб оказался в милиции случайно, Вячеслав все требования (незаконные, кстати говоря) послушно выполнил.
На суде сотрудники милиции откровенно лжесвидетельствовали: говорили, что Башков и Эделев в грубой форме не повиновались требованиям сотрудников милиции проехать в РУВД, а Башков будто бы не подчинился требованию убрать машину с пути проезда правительственной колонны. Никакой колонны на проспекте, кстати говоря, и в помине не было.
Вячеслава осудили в тот же вечер, а Глебу Эделеву сначала выписали повестку явиться в суд 17 июня в 12 часов, но затем передумали и обязали явиться 16 июня в 11 часов.
И вот сегодня, 16 июня, в 13-30 по московскому времени мне стало известно о решении мирового судьи Кировского района Екатеринбурга Татьяны Чирковой в отношении Глеба Эделева. Как и Вячеслав Башков, он приговорен к трем суткам административного ареста.
Обвинение настолько абсурдное, что правозащитник Владимир Шаклеин не сумел мне его пересказать. Адвокат Роман Кочанов сообщил, что Глеба обвинили в «неповиновении законным требованиям сотрудников милиции»... дать объяснения по поводу машины, которая числится в угоне.
После оглашения приговора Глеб Эделев заявил, что объявляет сухую голодовку. Адвокат намеревается подавать кассационную жалобу.
Глеб Эделев является журналистом независимой судебной газеты «Гражданский процесс». Как член Движения против насилия он постоянно оказывает юридическую помощь призывникам и военнослужащим. Вячеслав Башков — отец троих малолетних детей.
Содержать гражданских активистов будут предположительно в ИВС «Елизаветино».
Неизвестно, узнают ли участники саммита ШОС о том, что два человека, пожелавшие выразить протест против политических репрессий в Екатеринбурге, проведут эти дни за решеткой.
Но перед мировой общественностью власти Екатеринбурга заведомо себя опозорили, продемонстрировав всем здравомыслящим людям свою трусость, глупость, раболепие перед федеральной властью, комичное рвение выслужиться непонятно перед кем и политическое дикарство
Комментарии