Диплом есть. Работы нет

На модерации Отложенный

Приближается сезон \"последних звонков\" - к окончанию учебы готовятся школьники и студенты. Пока первые полны надежд и планов, вторые ломают голову, как, получив диплом, не пополнить ряды претендентов на пособие по безработице, - кризис окончательно отбил у работодателей всякую охоту возиться с \"зелеными\" специалистами. По данным социологов, за последние полгода лишь каждый третий соискатель моложе 26 лет нашел себе место. Пытаясь пристроить молодых к делу (молодежь без перспектив - вещь взрывоопасная), московская мэрия без лишнего шума вводит систему \"добровольного распределения\" выпускников.

В отличие от многих других регионов страны безработица в Москве продолжает прогрессировать. Число официально зарегистрированных претендентов на пособие перевалило за 50 тысяч - об этом в конце прошлой недели сообщил глава столичного департамента труда и занятости Олег Нетеребский. Это не считая тех, кто в этом году оканчивает вузы и колледжи.

Чтобы хоть как-то нейтрализовать поток потенциальных безработных, в апреле Мосгордума приняла поправки в Закон о трудоустройстве - в список категорий москвичей, имеющих преимущества при приеме на работу, включены выпускники вузов 21-26 лет, ищущие работу впервые, а также выпускники 18-24 лет, имеющие трудовой стаж. Если на предприятии работает более 100 человек, для них установлена квота 2% - за ее несоблюдение администрации грозит штраф 2-3 тысячи рублей за каждое рабочее место. И это еще не все.

- Понимая, что молодежь попадает в тяжелую ситуацию, мы разработали антикризисную программу, которая уже принята правительством Москвы, - рассказал \"Известиям\" замначальника отдела информации департамента труда и занятости населения города Москвы Вячеслав Сколяпов. - Работодателям, согласившимся взять на стажировку молодых специалистов (от 16 до 30 лет), мы предлагаем компенсацию, которая будет частично возмещать затраты на зарплату стажеру. Сумма 5737 рублей в месяц выплачивается в течение полугода - за это время молодой специалист получит опыт работы и, если работодатель не против, продолжит работать в компании. В какой-то мере это и есть \"распределение\", хотя и добровольное: в конечном итоге только от работодателя зависит, оставит он у себя молодого специалиста или нет. Что касается выпускников высших и средних специальных учебных заведений, которые прежде не работали и ищут работу - так называемых \"первоищущих\", им мы предлагаем доплату к основному заработку в сумме 6 тысяч рублей в течение трех месяцев после трудоустройства. Но не всем, а только тем, кто встанет у нас на учет как безработный.

- Элементы системы распределения есть и сейчас, - уверен депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. - Например, крупные предприятия, такие как \"Газпром\", оплачивают обучение определенного количества студентов в вузах, а затем берут их к себе на работу. Напрямую обязать частные компании - а их у нас большинство - брать на работу выпускников вузов государство не может. Зато оно может применить экономические \"рычаги\", скажем, ввести систему налоговых льгот для тех компаний, в которых работает определенный процент молодых специалистов. И, напротив, увеличить налоги для тех, кто отказывается брать на работу молодежь.

Пока, впрочем, до таких серьезных мер дело не дошло. Предприятиям же, занятым выживанием, не до того, чтобы хлопотать о взращивании рабочей смены, - они, к примеру, заметно потеряли интерес к ярмаркам вакансий.

- В нашем университете ярмарка вакансий проходит уже 15 лет подряд, ее ежегодно посещают около 2500 тысяч человек, - рассказал \"Известиям\" руководитель отдела производственной практики и трудоустройства молодых специалистов МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Киричек. - Обычно мы приглашаем на ярмарку только те предприятия, которые строго соответствуют профилю нашего учебного заведения. В основном это предприятия оборонного комплекса, а также стройкомплекса Москвы, где сегодня востребованы выпускники отдельных специальностей. Но в этом году - видимо, из-за кризиса - из 430 приглашенных предприятий к нам пришло всего около 100.

А на журфаке МГУ ярмарку вакансий, запланированную на апрель, вообще пришлось отменить - работодатели не откликнулись на призыв пообщаться с молодыми журналистами. Специалистам гуманитарного профиля вообще придется туго - на рынке труда их не ждут. Так же как юристов и экономистов. Зато ждут рабочих любых специальностей, продавцов, строителей - тех, кто университетов не кончал...

\"Кто хочет заработать, тот место найдет\"

Еще вчера среднестатистический выпускник московского вуза мог рассчитывать на приличную работу с хорошей зарплатой - из-за кризиса, похоже, розовые очки придется снять. Перед выпускниками сегодня стоит жесткий выбор: умерить аппетиты или вовсе остаться без работы. \"Известия\" решили выяснить, какой из вариантов предпочитают студенты последних курсов столичных вузов.



\"Не представляю, как буду возвращать кредит за учебу\"

Светлана Волохина, студентка 4-го курса факультета журналистики МГУ им. Ломоносова:

- Я учусь на журфаке МГУ на контрактной основе. Платить за учебу самостоятельно возможности не было, поэтому пришлось взять образовательный кредит. Но как назло наступил кризис, и я не представляю, как буду возвращать долг. Чтобы расплатиться с банком, мне нужна не просто какая-нибудь зарплата, а более или менее приличная. Чтобы получать нормальные деньги после окончания университета, надо начинать работать уже сейчас. Но работодателям до этого, конечно, дела нет. Я занимаюсь спортивной журналистикой и хочу работать по специальности. Одно время работала спортивным журналистом на спутниковом телеканале, но учеба не позволяла работать на полную ставку, и мне пришлось уйти. В журнале, с которым я сотрудничаю как внештатный автор, мне вдвое урезали гонорар.

\"Был курьером, грузчиком - сейчас директор\"

Георгий Сапронов, студент 5-го курса механико-технологического факультета Московского автомеханического института (МГТУ \"МАМИ\"):

- Я решил не искать работу, а заняться собственным бизнесом. Пошел работать в сферу IT и сейчас являюсь генеральным директором компании по разработке программного обеспечения. Как мне это удалось? Однажды, бродя по интернету, наткнулся на интересный сайт - его команда занималась разработкой операционной системы. После долгих переговоров с их службой технической поддержки меня приняли в качестве стажера. Отработав около года, я стал руководителем. Конечно, это не первая моя работа - до этого я работал курьером, грузчиком, но перспектива карьерного роста там, естественно, равнялась нулю. А в своем бизнесе я сам себе голова.

\"Инженеры расходятся как горячие пирожки\"

Илья Корнийчук, студент 4-го курса факультета микроприборов и технической кибернетики Московского института электронной техники (МИЭТ), г. Зеленоград:

- У меня аж три работы, правда, только одна из них по специальности. Работаю в НИИ ВСиСУ (вычислительных систем и систем управления) в должности техника, занимаюсь разработкой нового оборудования. Зеленоград - бывший центр микроэлектроники и сейчас является одним из лидеров промышленности. В городе масса предприятий, и наш вуз - один из главных \"поставщиков\" рабочей силы. Инженеры с технических факультетов расходятся как горячие пирожки. Лично мне моя работа нравится. Предприятие государственное, студентам платят мало, но режим свободный, поэтому не жалуюсь. Из-за кризиса зарплату немного урезали, но не критично - в месяц на руки получаю 6-7 тысяч. Есть у меня и работа \"для души\": веду кружок \"Юный диджей\" в детско-молодежном центре \"М-Клуб\" - учу ребят правильно обращаться с техникой, проводить вечеринки. Зарплата здесь также в районе 6-7 тысяч. Почти все крупные мероприятия города проходят при моем участии. Здесь я в нескольких ипостасях: и диджей, и звукорежиссер, и постановщик. Иногда за вечер я легко могу заработать 10-12 тысяч. К сожалению, мероприятия случаются нечасто, поэтому не гребу деньги лопатой.

\"Вакансии есть всегда - просто многие считают, что достойны чего-то особенного\"

Юлия Шумкова, студентка 4-го курса филологического факультета МГУ им. Ломоносова:

- Работаю помощником маркетолога в компании по производству программного обеспечения. Конечно, эта работа с моим будущим дипломом связана более чем косвенно. Но я в течение месяца искала работу и поняла, что по специальности - скажем, переводчиком - найти ее нереально. Устроилась случайно: взяли на должность корректора, а потом перевели в отдел маркетинга. Работаю несколько дней в неделю - больше учеба не позволяет. В Москве всегда есть вакансии, просто подсознательно многие считают, что достойны чего-то особенного и высокооплачиваемого.

\"Если человек хочет работать в школе, его возьмут без проблем\"

Максим Жук, студент 5-го курса физико-математического факультета Московского государственного областного университета (МГОУ):

- Я уже год работаю в школе учителем информатики. Доволен, менять работу в ближайшие два года не планирую. Сейчас получаю учительскую ставку - около 14 тысяч рублей, но когда защищусь, мне дадут дополнительные часы и еще одну ставку инженера. Надеюсь, около 40 тысяч будет выходить - на это уже жить можно. В школах сейчас очень востребованы учителя физики, математики, информатики, системные администраторы. Если человек хочет, его возьмут без проблем - меня вот взяли и не хотят никуда отпускать. Если у тебя амбиции и ты считаешь, что в школе работают только неудачники, - нет проблем, ищи другую работу.