Голливуд разлюбил американского зрителя

На модерации Отложенный

С каждым годом тенденция становится все очевиднее: Голливуд постепенно переориентируется с внутреннего на внешний рынок. Еще совсем недавно правила, которыми руководствовались студии, гласили: главное – успех дома. Все остальное – приятный бонус. Американские фильмы всегда выходили сначала в Америке и только затем за рубежом. Это тоже было аксиомой. И вот на тебе. Два кинематографических монстра – Стивен Спилберг и Питер Джексон – объявляют о том, что их совместный проект – фильм «Тантан» – стартует в Европе на два месяца раньше, чем в Америке.

Не то чтобы это было что-то совсем новое. Значимость иностранного проката студии осознали еще в августе 1998 года. Тогда «Титаник» Джеймса Камерона не просто установил рекорд по сборам, а поломал все представления о том, что может и чего не может заработать за границей хороший американский фильм. В силу своего огромного (по тем меркам) бюджета – на выходе картина стоила почти 200 млн долл. – «Титаник» финансировали две студии: Fox и Paramount. В этом не было ничего нового, студии не редко делили расходы. Соответственно делились и прокатные права. Студия, которая запускала проект, получала права американские, студия-партнер, приносившая в проект недостающие средства, получала все (или некоторые) иностранные территории.

В случае с «Титаником» запускающей была студия Fox, а студией-партнером выступила Paramount. Но права поделили по-новому. Fox отдал Paramount американский прокат (что тогда студийным боссам казалось форменным сумасшествием), а себе забрал все иностранные территории. «Титаник» взял в США $600 млн за 36 недель широкого проката. В мире сборы картины составили $1,2 млрд. Ну а человек, пролоббировавший это рискованное решение, стал, спустя совсем короткое время, новым генеральным директором студии Fox.

Постепенно, даже без таких ярких примеров, тенденция стала вырисовываться еще определеннее. В силу, видимо, особенностей восприятия одного и того же фильма разными аудиториями, международный прокат стал выполнять для студий роль палочки-выручалочки. Неудачный американский прокат мог более чем компенсироваться даже при довольно средних международных сборах. А для некоторых фильмов иностранные территории так вообще стали настоящим спасением. Из самых свежих примеров – «Терминатор: да придет спаситель». От позорного провала (со сборами в $107,4 млн.) фильм спас международный прокат. За рубежом картина взяла $130 млн. В результате на сегодняшний день зачастую на 30% (от общей суммы сборов) денег из американского проката приходится 70% сборов международных.

И вот новый важный этап – фильм «Тантан». Многострадальный проект Спилберга о приключениях отважного журналиста Тантана и его преданной собаки, героев, придуманных бельгийским художником комиксов Эрже, еще до выхода становится эпохальным.

Разница в два месяца между релизами в США и Европе – это не просто событие, это, я бы сказал, веха в развитии Голливуда. По сути, Спилберг и Джексон, а также финансирующие проект студии Sony Pictures и Paramount, делают ставку на то, что фильм со 135-миллионным производственным бюджетом окупится исключительно за счет иностранного проката. Никак иначе это решение объяснить просто невозможно.

Пиратская копия картины в интернете появится в считанные часы после премьеры. То есть по сути, любой обладающий доступом в сеть гражданин США сможет увидеть фильм задолго до официальной американской премьеры. Конечно, недавняя история с утечкой в сеть копии фильма «Люди Икс: Начало» показывает, что далеко не все зрители готовы променять полноценный просмотр в кинотеатре на тряпичную копию на экране компьютера. Кроме того, как опять-таки показала эта история, на общую сумму кассовых сборов фильма утечка, конечно, влияет, но совсем не так катастрофически как студиям казалось раньше.

И, тем не менее, «Тантан» – изначально очень рискованный для Америки проект. Бельгийские комиксы известны и любимы в Европе и в Канаде. В США «Тантан» никогда широкой популярностью не пользовался, это вам не «Люди Икс». Ни одной звезды, способной обеспечить сильный первый уикенд, в картине нет. Есть Дэниел Крейг, разумеется, очень популярный, знаменитый и узнаваемый. Но одним его именем завлечь зрителей в кинотеатры не удастся. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить позорный провал «Золотого компаса». Тоже, кстати, основанного на романе из Европы (в данном случае Великобритании). В результате для американских зрителей главным завлекающим фактором станут имена режиссера и продюсера – Стивена Спилберга и Питера Джексона.

Другое дело Европа. Старый континент знает и любит не только Спилберга и Джексона, но и Тантана. Собственно говоря, на это студии и рассчитывают: выпустить в Европе, получить положительный сарафан от европейских зрителей и положительные рецензии от европейской прессы, а затем, когда этот рынок будет выбран подчистую, запустить под Рождество «Тантана» в Штаты.

Судя по тону записей в блогах и публикаций в прессе, сейчас Голливуд разделился на два лагеря. Один предрекает «Тантану» кассовый провал, смерть от P2P сетей. Во втором лагере мнения высказывают осторожно, никаких прогнозов не делают, но на самом деле с огромным интересом следят за экспериментом. Если выбранная студиями стратегия сработает, это гарантирует не только появление второго фильма о Тантане – его снимать собирается уже Джексон – но и появления целой волны интереснейших проектов, заточенных на международный прокат. Не узкоспециализированных драм, не пафосного арт-хауса, а большого развлекательного кино, которое европейцам (а значит, кстати, и нам с вами) смотреть будет интереснее, чем американцам.