Прах писателя Аркадия Аверченко перевезут в Москву?
На модерации
Отложенный
Член Общественной палаты Российской Федерации Борис Якеменко выступил с инициативой переноса праха писателя Аркадия Аверченко с Ольшанского кладбища в Праге в Россию. Сообщение об этом появилось на сайте Общественной палаты еще в мае, но разговоры об этих намерениях начались среди пражских русских в последние дни.
Вообще, на перенос праха умерших знаменитостей смотрят двояко. Есть два подхода, и оба, что называется, освящены благородной дымкой столетий. Сторонники переноса говорят о долге памяти, о воздании справедливости, о возвращении в исторический Дом. И переносили ведь не всегда из глухомани в столицы. Да, могила Александра Дюма переехала из его провинциального замка в центр Парижа, в Пантеон. Да, прах Наполеона с острова Святой Елены (куда три года плыви – не доплывешь) отправили в Париж в Дом Инвалидов. Да, да, да.
Но прах византийского философа Плифона был перенесен из Мистры в Римини, к которому Плифон вообще никакого отношения не имел: просто так захотели поклонники его идей. Останки открывателя \"Слова о Полку Игореве\" графа Алексея Мусина-Пушкина везли на дрогах из первопрестольной в далекое имение историка. А генерал Франко добился перенесения в Испанию из Аргентины праха своего политического врага испанского композитора Мануэля де Фалья – и с почестями похоронил, ценя национальное величие. Совершенно романтический сюжет.
В поддержку быть похороненным на родине есть множество подобающих цитат. Например, пушкинская:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
Однако случай Аркадия Аверченко принадлежит особенному контексту. Ходатай Борис Якеменко входит в структуру с чудесным названием Рабочая группа Общественной палаты комплексных проектов по сохранению и эффективному использованию культурного и духовного наследия.
У этой группы ведь и планы разработаны, и всё расписано. За квартал отчитываться, небось, надо. Меня не интересует, кто поименно занимался переносом в Россию праха писателя Ивана Шмелева, философа Ивана Ильина, генерала Деникина и причастен ли к этому Борис Якеменко. Дело в тенденции, в моде, набирающей обороты. В соблазне сыграть в историю.
С трибуны произносят красивые слова, говорят об упокоении в родной земле, о символическом акте прощения, о покаянии, о примирении сил, разведенных Гражданской войной. Но ни одного примера покаяния не видно. Никто ни у кого прощения не просил. Просто красных односторонне объявили такими же жертвами истории, что и белых. Поставили, вернее, навязали знак равенства.
А эмиграция, между прочим, большевистских палачей не простила. Пусть не надеются.
Перенесение могил – это игра с мертвыми, которые возразить уже не могут. Это сведение истории к циничной забаве, историческое фэнтези, фоменковщина, компьютерный диск под названием «Перенеси эмигранта». Клик – тянем мышкой – и укладываем Набокова в Рождествено. Другой клик – потянули – и вся группа: Бунин, Анна Павлова, Рахманинов улеглись рядком там, где захочет товарищ Якеменко. А что? Такой кладбищенский квест.
– Ты чего вчера делал?
– Да я весь вечер Белую армию с Галлиполи в Землю Франца-Иосифа перекладывал. Ох, и затрахался…
Если могила Данте Алигьери находится в Равенне – это драма жизни великого флорентинца. А если ее перенести в его родную Флоренцию, то драмы больше нет. Как нет и истории культуры.
Комментарии
Вообще то, для этого надо спрашивать волю потомков писателя Аверченко, который после переворота 1917 года был вынужден уехать из России.
Лучше бы за могилами следили, там куда судьба раскидала наших людей. Ворошить останки и переносить их дело не лучшее...
Так вот, речь о том, что судя по произведениям автора, В ТАКУЮ, (пост- и просто советскую, где у гробницы палача Ленина по-прежнему - Пост №1) Россию он вряд ли захотел бы возвращаться. Стоит почитать его произведения эмигрантского периода!
А Борису Якименко я бы на пресс-конференции в прямом эфире задал вопрос: уважаемый "переносчик", а Вы вообще об Аверченко что-либо помимо энциклопедической справке знаете? Ну-ка, назовите три Ваших любимых произведения автора! То-то смеху то было бы! И все вопросы сразу отпали...