Пушкин и Кудрин

На модерации Отложенный

Казалось бы, что может связывать два столь далеко отстоящих во времени и в масштабе имени — великого русского поэта, которому на днях исполнилось 210 лет и действующего путинского министра? Разумеется, Александр Сергеевич, будучи «певцом империи и свободы», был-таки государственным чиновником (через силу и по материальной нужде), но это все же второстепенная сравнительная характеристика его и Кудрина. Хотя Алексей Леонидович тоже в последнее время, как кажется, все больше по казенной и денежной необходимости вынужденно задерживается на своей уязвимой должности. Однако вот какая история. 

Пушкин, по преимуществу из-за финансовых проблем (да и по причинам личной симпатии), был близок тогдашнему министру финансов графу Е.Ф. Канкрину (1774-1845), одаренному николаевскому чиновнику, в ряду своих заслуг имевшему осуществление денежной реформы. К слову, весьма успешной экономически и принесшей России существенные финансово-хозяйственные улучшения. Несмотря на дружбу с Канкриным, Пушкин написал, как раз в связи с указанной реформой, дружескую эпиграмму на министра:

Канкрину Россия верит
И несет ему сребро;
Он, за русское добро,
Депозитками ей серит.

Ну а что же Алексей Леонидович? Всё мимо. Не встать ему в русской истории в один ряд ни с Канкриным, ни с Витте. Не его масштаб. И ведь всем его славным предшественникам приходилось осуществлять непростые, но столь необходимые реформы в интересах государства в режимах почти абсолютистских, но вполне адекватных исторической эпохе.

Вой из стана так называемой партикулярной оппозиции («Правое дело», к примеру) в защиту либерального Кудрина против всяких силовиков звучит как неприкрытый ангажемент со стороны заинтересованных в нынешнем министре финансов «одомашненных» правительством олигархов.

Ясное дело, что только такой «прогрессивный кассир» в состоянии ловко нарезать вспомоществования «несчастным дерипаскам» в условиях кризиса. 

Да и президент Медведев, несмотря на «оттепельную» ипостась, любит лягнуть путинского бухгалтера за болтливость (50 лет кудринского кризиса — это на 10 лет больше Моисеевых скитаний). 

Все либеральные призывы видеть позитивное начало в умеренном крыле авторитарного правительства (Шувалов, Кудрин, Набиуллина, Дворкович) не отменяют того соображения, что по формальным характеристикам они напоминают скорее советских управленцев типа Косыгина, Байбакова или Дымшица. Этот ряд куда органичнее для нынешнего репрессивного режима, чем дореволюционные императорские чиновники.

Вряд ли, живи Александр Сергеевич сегодня, политика Минфина вдохновила бы его на написание даже самой ничтожной юмористической оды борцам за примитивные корпоративные интересы. 

Тут, как раз, прошла информация о том, что деятели из «Единой России» (Грызлов, Исаев, Кадыров и др.) перед камерой зачитывали стихи Пушкина. Надо полагать, Алексею Леонидовичу следовало, воспользовавшись случаем, в целях самокритики присоединиться к этой публичной акции и почитать «Посвящение Канкрину».

Однако за неимением возможности воспеть подвиг «канцельери Владимира Владимировича» устами Александра Сергеевича я решил сделать это сам, исходя из контекста всего сказанного выше (с печальным, разумеется, не в буквальном смысле, для Алексея Леонидовича концом).

Касса пуста, министр чуть дышит,
Прощальное фото в телефоне мобильном.
Жаль, православный народ не услышит,
Хруста кредиток в фонде стабильном.