Россию перекормили Пушкиным?
На модерации
Отложенный
Увидев отзывы парламентариев о Пушкине, я подивился двум вещам: насколько крепко вдалбливали советским школьникам русскую классику и насколько разные люди вырастали из этих школьников. Мало того - молодая сотрудница рассказала, что школьная учительница перекармливала их класс пушкинскими конкурсами, викторинами и даже постановками. А итог? Девушка владеет литературным русским не многим лучше среднестатистического эфиопа и ненавидит Пушкина.
Перекармливая людей Пушкиным, их карму не изменишь. Мы думали, что Пушкин - наше все, а он оказался, как и предупреждал, сукиным сыном, хотя бы и нашим. Очевидно, Пушкин, как и вся прочая литература - не панацея и вообще не лекарство. Можно любить Пушкина и оставаться безнравственным человеком, учить Пушкина и оставаться глупым. Сам Пушкин, который, как подметил Гершензон, знал, что соединяет в себе Моцарта и Сальери, очень остро чувствовал ту трещину между культурой и нравственностью, которую усердно пыталась засыпать, замазать или просто обойти вся последующая русская мысль.
Так получилось, что Пушкин предсказал дальнейшее, если не \"всё\", то самое главное: после него русская история оформилась как попытка соединить несоединимое - высочайшую культуру с мерзейшей прозой быта, широту души с завистью, могущество с бессилием. Очевидность всей этой двойственности сжигала и сожгла Гоголя, который пытался понять ее природу, старательно расщепляя и соединяя образы, и даже решился однажды, развивая подаренный Пушкиным сюжет, обратиться к России с вопросом напрямую.
Каждый решал проблему по-своему. На \"черт догадал меня родиться в России с душой и талантом\" Тютчев отвечал \"умом Россию не понять\". В наиболее полном виде российскую дихотомию описал Некрасов, а Ленин в 1918 году провозгласил ее преодоление \"главной задачей наших дней\", призвав \"добиться во что бы то ни стало того, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной\".
\"Догнать и перегнать\", сетования по поводу полупризнания России цивилизованным миром, требования закрепить за ней право на собственный путь - это все о том же. От \"философических писем Чаадаева\" до \"суверенной демократии\" Суркова - о том же (впрочем, гоголевское \"не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала\" четче и честнее выражает смысл такой суверенности). Поражающее нас самих умение сочетать любовь к России с ненавистью к ней - оттуда же.
Со времени Пушкина нет числа попыткам понять Россию и изменить ее карму. Но останется ли Россия Россией, если хоть одна из них удастся? Выживет ли она без своих несчастий?
Комментарии
ps и вообще он страшный был, как квазимода... этот Пушкин
на протяжении всей своей недлинной жизни читал достаточно много, причем разную литературу, но никогда и ни при каких обстоятельствах не прикасался к "классике" - до такой степени мне привили эту нелюбовь. но недавно попался какой-то отрывок, и я так увлёкся, что прочитал этот короткий рассказик до конца. решил попробовать найти автора, чтобы почитать другие произведения. оказалось, что это чехов. ща читаю его с большим удовольствием и понимаю, почему учителя так восторгались, но, к сожалению, школьникам понять это слишком трудно - не тот уровень.
"Ах, я усмехнулся совсем другому. Видите, чему я усмехнулся: я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, об нашей теперешней учащейся молодежи: "Покажите вы - он пишет - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною". Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот что хотел сказать немец про русского школьника. "
Но вообще, конечно, классическую литературу детям вдалбливать бесполезно - не поймут и возненавидят. Наверное надо как-то творчески подходить к изучению этого предмета...А уж критиков типа Белинского вообще не дело включать в школьную программу..
Кстати, именно так и поступает большинство нынешних диссертантов. В своё время подобные явления едко высмеял Айзек Азимов в своей эпопее "Основание" в другой редакции "Академия".
Ну и загнул автор! Конечно, звучит забавно, но так неправдоподобно, что дальше читать уже начинаешь со скептической оценкой.
Если бы только им. Перекормили культурой, спортом, политикой, религией, законотворчеством, созданием внутренних и внешних врагов, борьбой с коррупцией и т.д. А что, делать, если не могут накомить хлебом насущным?
Все эти писаки были поэтами от сохи - бухали, блудили (Пушкин особенно), работали придворными жопализами (Горький особенно). И все померли, оставив потомкам бредовые книжонки, лишённые всякого смысла. Смысла в жизни у всех этих писак не было, поэтому часто они заканчивали суицидом (типа наш Маяковский-жопализ ГПУ, ихний Хемингуэй). Люди искусства, в чем то одарены, да есть такое. Но чаще всего - просто индивидуумы, со сдвигом по фазе (Ван Гог отрезал себе ухо), и свои большые - извращённые фантазии (Генри Миллер) переносят на бумагу, а читатели это проглатывают и тоже становятся извращенцами. Вот такая мировая культура, дерьмодемонская литература все это.
Кстати, если люди искусства просто индивидуумы, то прости, ты тоже человек искусства. Или ты себя относишь к коллективному разуму?
Проблема здесь в том, что с первого класса мы привыкли слышать что Пушкин наш гений (так же как и "математика - царица всех наук") при этом мы так и не понимали в чем состояла собственно его гениальность и что русской литературе дало его новаторство.
Училась я в школе хорошо и учителя литературы у меня были вполне приемлемыми, но очевидно они и сами просто привыкли считать Пушкина основоположенником и даже не задумывались, за что ему все это.Вроде как особая протекция от Министерства образования.
Я лично поняла его генеальность и тот переворот (простите за пафос) который он внес в русскую литературу только когда училась в Питерском театральном институте и преподаватели у меня были изумительные мастера. Только тогда, когда поработала с его стихами, драмами, поэмой, так сказать, засучив рукава, без ложных церемоний и предыханий, я совершенно поняла что он действительно гений и его вклад в русскую литературу несоизмерим.
И обидно мне стало что нас этим пичкали с первого класса, а довести до нас истинный смысл, учителя очевидно были и не способны.
Жуковский был лучшим другом Пушкина и боготворил его, в своем роде.
П.с. А России действиетельно пора избавляться от двойственности. Осознав, что миром правит триединство. Не фиг шарахаться по крайностям!